Такое бывает редко, но сиквел практически во всем лучше первого фильма, и только недожатая концовка вынуждает слегка снизить балл
У Бориса (Ян Цапник) серьезные проблемы – он потерял свой бизнес и на него «наезжают» какие-то крутые ребята. Чтобы замести след, он решает прикинуться мертвым. Его жена и дочь, а также родня его зятя Ромы должны по-тихому проводить его в последний путь, и можно начинать жизнь с чистого листа, но все планы Бориса рушит неожиданный приезд его старого полкового товарища (Александр Робак). Тот в последние годы неплохо «поднялся» и теперь намеревается проводить друга в последний путь со всем возможным размахом. Включая Сергея Светлакова на поминках.
Наверное, уже можно говорить о том, что первый «Горько!» стал своеобразным водоразделом в российском кинематографе – и не только с точки зрения индустрии (фильмы «под Горько» разной степени удачности уже начали появляться), но и по отношению к нему зрителей. Кто-то увидел в нем душевную «сердобольную» трагикомедию, кто-то ужаснулся «кривому зеркалу» и поспешил заклеймить фильм несмываемым позором. Ну как же, ведь там пьют! Развязно пляшут! Слушают Лепса! И вообще, мол, что смешного в том, что кто-то напился и упал лицом в салат? При этом в упор не замечались ни шикарные актерские работы, ни сценарий с отточенными диалогами, ни масса интересных режиссерских находок.
«Горько 2», в свою очередь, – это работа над ошибками, которых не было, апдейт первой части с учетом придирок (именно что придирок, а не полноценных претензий) к ней со стороны тех, кто требовал «посложнее», при этом так и не продравшись сквозь обертку из пьянок-гулянок. Потому что первый час «Горько 2» развивается в совершенно другом направлении, нежели первая часть, и представляет собой черную, но дико смешную комедию положений, в которой Борис усиленно выдает себя за труп, а его близкие костьми ложатся вокруг, лишь бы только его однополчанин ни о чем не догадался. Гроб с трупом катают на крыше машины, его ворует веселая залетная свадьба, его тащат на руках через каменистые пляжи Геленджика…
В общем, приключений будет полно, и все это под соусом из блестящего юмора – как физического (вечно пьяный дядя Толя в исполнении Сергея Лавыгина здесь появляется чуть ли не на первых минутах), так и диалогового. Который, в свою очередь, раскидывается на несколько слоев – от самого простого через рядовой киноманский («Это я, твой отец!», сказанное Борисом в костюме аквалангиста, напоминающем облачение Дарта Вейдера) и вплоть до тонкого «цехового» (привет продюсеру Тимуру Бекмамбетову и его старинным рекламным роликам банка «Империал»!). Что, говорите? Кому-то первая часть показалась недостаточно смешной? Получите и распишитесь. Это умная, мастерская, очень «осознанная» работа, вдобавок ловко отсылающая к оригинальному фильму. Помните грустную тамаду с убитым на зоне сыном? А бабушку, которая у всех подозревала глистов? Несговорчивого диджея? Никто не забыт, ничто не забыто!
Собственно, до поминок дело доходит лишь в финальные полчаса, и обязательный «пьяный угар» в «Горько 2» занимает не больше десяти минут – кажется, никому из авторов сиквела попросту не интересно возвращаться туда, где они уже были. Слабину фильм дает только в самом конце – если трогательный финал «Горько» был практически идеален, то в сиквеле авторы все же недожали. Потенциально сильнейшая развязка, украшенная по-настоящему мощными перформансами Александра Робака (он здесь феноменален!), Юли Александровой и Яна Цапника, недотянута и скомкана – она слишком быстрая, слишком условная, слишком «простецкая». Это очень обидно, потому что в целом «Горько 2» заметно превосходит первый фильм (причем авторы без труда справляются с трогательными, душевными моментами по ходу сюжета), и только слегка «съехавший» финальный аккорд не позволяет оценить сиквел еще выше.