Второсортная, но не бездарная французская трагикомедия о мужчинах среднего возраста, которые пытаются почувствовать себя мужиками
Второсортная, но не бездарная французская трагикомедия о мужчинах среднего возраста, которые пытаются почувствовать себя мужиками.
Разведенный французский компьютерщик Филипп Марс (Франсуа Дамьен) заботится о своих детях-подростках, пока его бывшая жена работает в Брюсселе. Однажды сослуживец Филиппа по имени Жером (Венсан Макен) «слетает с катушек». Он нападает с тесаком на своего босса и в пылу драки случайно отсекает у Филиппа кусок уха. Несколько дней спустя Жером сбегает из психбольницы и заявляется к Марсу с просьбой о временном приюте. Мужчина не может отказать бывшему коллеге, и Жером превращает квартиру Филиппа в штаб своей смертельно опасной операции по покорению сердца нелюдимой вегетарианки-экстремистки Хлои (Верле Батенс), с которой Жером познакомился в лечебнице.
Можно как угодно относиться к идеям «Бойцовского клуба», но трудно отрицать, что в главном книга и фильм совершенно правы. Современное западное общество оставило мужчинам из среднего класса лишь один легитимный способ проявления своей мужественности – зарабатывание денег и покупка вещей. Если на вашем банковском счету сплошные нули, то вы – кастрированный лузер, и это навсегда. Вы не можете как-то иначе показать себя «настоящим мужиком», поскольку все в этом направлении, что не связано с тратой денег, будет либо сомнительно, либо попросту незаконно. И людям приходится делать выбор: либо мириться с положением вещей, либо заплывать за расставленные у самого берега буйки и чувствовать себя преступником в ситуациях, которые еще пару поколений назад были обыденным делом.
Новая трагикомическая лента французского режиссера Доминика Молла («Монах», «Лемминг», «Гарри - друг, который желает вам добра») внешне и по своему стилю не похожа на «Бойцовский клуб», но она тоже исследует проблему мужской неадекватности и тоже затрагивает тему терроризма среднего класса, пусть и в комичном, а не в драматичном ключе.
Ее рослый и крепкий главный герой выглядит как персонаж боевиков, но ведет себя как забитый маленький песик. Филиппом помыкают все – от бывшей жены до едва знакомого сослуживца. Казалось бы, отец двоих детей должен быть физически неспособен впустить в свою квартиру психопата, который только что едва не снес ему голову. Но Филипп не может отказать Жерому – как не может настоять на своем, когда, осмелившись, делает замечание соседу, не убирающему за собакой. Он настолько душевно слаб, что не способен противостоять никому, кто демонстрирует хотя бы минимальную напористость. И окружающие с готовностью этим пользуются.
Горький юмор положения Марса (герой, конечно же, не просто так носит фамилию в честь бога войны) состоит в том, что он идет на поводу у того, кто по общественным понятиям куда больший неудачник. У Жерома нет ни семьи, ни работы, ни психической стабильности, ни мало-мальски привлекательной внешности. Но та крошечная толика мужества, которую ему придает психованность, так высоко поднимает его над уровнем Филиппа, что он может вить веревки из своего нового друга. И сын Марса уважает Жерома больше, чем отца, потому что инстинктивно тянется к мужчине, от которого хотя бы пахнет мужским началом.
Как нетрудно догадаться, заканчивается эта камерная сатирическая история с элементами фарса и сюра тем, что Филипп все же находит в своем сердце тлеющий уголек мужества и раздувает его в маленькое пламя. Никаких эпических подвигов он не совершает (скорее храбро творит глупости), но того, что он делает, детям оказывается достаточно, чтобы посмотреть на папу другими глазами. В этом смысле «Новости» можно назвать картиной со счастливым концом, хотя мысли она навевает невеселые.
Увлекательное ли это кино? Не особенно. Уморительно смешными «Новости» тоже не назвать, и звезды фильма недостаточно обаятельны, чтобы своими физиономиями заставлять публику пристально следить за действием. Зато актеры правдоподобны в ролях простых французских недотыкомок, и в картине достаточно шуток, нелепых ситуаций и проблесков душевности, чтобы ее стоило посмотреть тем, кто обожает европейское артхаусное кино с социальным привкусом.
С 14 июля в кино.