Любопытная камерная лента о нежелании и невозможности жизни за пределами комфортного самоистязания несколько подпорчена режиссерскими изломами, но сыграна просто прекрасно
Вот уже несколько недель после расставания с любимой девушкой Он каждый день приходит в скромное кафе и сидит за одним и тем же столиком два часа – с пяти до семи. Здесь Он встречался со своей Аней, здесь случилась последняя большая ссора; как большой Хатико на двух ногах, брошенный возлюбленный ходит на место прощания с «хозяйкой». Его двухчасовое одиночество решается прервать только случайная прохожая. Она тоже испытывает проблемы в отношениях со своим парнем, но при этом она умеет слушать и становится для Него лучшим другом. Смогут ли два одиночества расстаться со своим прошлым и дополнить друг друга, если в их распоряжении каждый день всего два часа и один столик в кафе?
С выходом на экраны «Притяжения» Федора Бондарчука «киношный народ» несколько оживился – в кои-то веки снят фильм для молодежи на молодежном сленге с молодыми актерами, да еще в столь энергичном жанре. Что ж, вынуждены отметить, что и с остальными жанрами у нас тоже не все замечательно – поле романтических комедий и криминальных боевиков распахано, а в остальном конь не валялся. Даже по-настоящему толковых, искренних мелодрам, таких, чтобы в них не было заламывания рук, дешевых фальшивых эмоций и банальных сто раз обсосанных клише – раз-два и обчелся, на память из свежего только «Статус: Свободен» приходит. Так что не обратить внимания на попытку сделать честный грустный фильм о расставании и одиночестве просто нельзя. Такого кино очень мало выходит на экраны.
Фильм Владимира Щеголькова «С пяти до семи» концептуально очень прост и вместе с тем изящен – два безымянных человека (хорошо, в финале полицейские несколько портят анонимность героев) случайно встречаются и помогают друг другу пережить тяжелый момент расставания с прежней жизнью. Разумеется, они в какой-то момент сближаются, но тоже только для того, чтобы затем оставить друг друга с разбитыми сердцами. Окружающая суета кафе с его меняющимися посетителями и регулярными происшествиями лишь выгодно оттеняет уютный мирок двух одиночек. Конечно, далеко не все люди любят спокойствие и погружение в себя, но для интровертов лучшей метафоры их жизни не найти – «вокруг шум, пусть так, не кипишуй, все ништяк».
Авторам моментально удается заинтересовать зрителя своими персонажами – при том что говорят Он и Она немного и, кажется, отделываются довольно общими фразами, в их существование легко поверить, они живые. Далее интерес только нарастает – показной сарказм и остроумие с кислой миной из обоих персонажей делают ранимых героев, потерявших стимул жить. Монолог персонажа Ильина о том, как он расстался с Анной, сделан очень мощно: слезы, злость, осознание утраты, проговариваемые прежде всего для самого себя, – достойная работа, захватывающая и впечатляющая.
Но… Но вот дальше начинается сплошное «но». Пытаясь разнообразить компактную, даже камерную историю двух душ, авторы начинают пичкать ее необязательными «стимуляторами»: искусственно в сюжет «впихиваются» отношения официантки и дворника, тандем главных героев пытается разбить военный, еще один завсегдатай кафе, к финалу и вовсе образуется трагический, но насквозь «липовый» любовный треугольник. Еще более нелепыми являются включения с якобы собеседований, проводимых героем Ильина, – смысловая нагрузка их невелика, но ритм повествования они рвут и очень отвлекают. К счастью, примерно в середине фильма про них все забывают.
Вымученным получился и финал, но тут стоит признать, что подобные истории вообще очень тяжело заканчивать. По-настоящему прочувствованная история любви никогда не сможет каждого зрителя удовлетворить одинаково – споры вокруг последних сцен «Ла-Ла Ленда» тому пример. «С пяти до семи» же, кажется, несколько запутался в собственных мыслях и не решился ни разрубить гордиев узел, ни оставить сюжетные линии в свободном полете. Получилось скомкано, хотя и не без возможностей для трактовок.
В целом, учитывая заслуживающую похвалы работу Александра Ильина-младшего и Дарьи Мельниковой, плюсуя сюда уникальную атмосферу чего-то особенного в самом обыденном антураже и имея в виду старание авторов сделать отечественный аналог (не сюжетно, а атмосферно) «Пятисот дней лета» или «Вечного сияния чистого разума», «С пяти до семи» стоит похвалить. Ну а то, что картина устроит не всех – так ведь еще Толстой написал: несчастны все по-своему – а фильм это лишь подтверждает.
С 26 января в кино.