Все итоги подведены, лучшие и худшие фильмы выбраны. Так что мы позволили себе немного отойти от привычных «топов» и, почти в духе великих MTV Movie Awards, представить вам свои номинации — от прорывов и провалов до лучшего броманса года.
Провал года — Игра престолов
В 2019-м наконец вышел последний сезон «Игры престолов» — безоговорочно самого популярного шоу современности. И хотя сериал, отойдя от книг Джорджа Мартина, уже давно постепенно терял в качестве, финал истории своей беспросветной глупостью смог отвернуть, кажется, даже самых преданных фанатов. Все герои вдруг массово отупели, а сценарий окончательно начал строиться, не исходя из логики мира и персонажей, а руководствуясь одним лишь фансервисом и пошлыми попытками «перевернуть ожидания».
Открытие года — Крэйг Мэйзин и Тодд Филлипс
Сразу два человека, ответственных за комедийную трилогию «Мальчишник», в этом году — внезапно для всех — показали себя толковыми драматическими авторами. Крэйг Мэйзин, сценарист второго и третьего «Мальчишника» и режиссёр стыдной комедии «Супергеройское кино», в 2019- м выпустил «Чернобыль» — действительно впечатляющий мини-сериал, кропотливо и безо всякой клюквы реконструирующий события страшной чернобыльской аварии.
А Тодд Филлипс, режиссёр всех «Мальчишников», снял «Джокера» — угрюмую драму в традициях раннего Скорсезе, которая в теории может изменить жанр кинокомикса навсегда.
Персона года — Мартин Скорсезе
К слову, о Скорсезе. Пожилой режиссёр в этом году активничал как никогда: он не только наконец сделал своего «Ирландца», проект-долгострой и самый важный фильм режиссёра последних лет, но и постоянно мелькал в медиа с критикой супергеройского кино и современного подхода голливудских студий, не оставляющих шанса в прокате среднебюджетным фильмам. Многие, конечно, отмахивались от Мартина, мол, «ок, бумер», но мы его словам рады — хоть кто-то должен был поставить зарвавшихся Disney на место.
Актёр года — Брэд Питт
Совсем недавно зарубежные журналисты массово хоронили актёрскую карьеру Брэда Питта. Он и правда в последнее время редко появлялся на экране, всё чаще отделываясь продюсерскими обязанностями (именно как продюсер Питт и получил свой первый «Оскар»). Но в 2019-м, вот сюрприз, мы стали свидетелями такого питоренессанса — актёр за год выдал сразу две прекрасных роли: в космической драме «К звёздам» и в ностальгической открытке Квентина Тарантино «Однажды… в Голливуде», за которую Брэд, вполне вероятно, получит ещё один «Оскар». Теперь уже как актёр.
Актриса года — Скарлетт Йоханссон
В 2010-х Скарлетт Йоханссон, некогда одна из самых многообещающих молодых актрис с ролями у Вуди Аллена и Софии Копполы, сместила фокус на развлекательное кино и почти целиком начала ассоциироваться у зрителя с экшен-героинями вроде Чёрной Вдовы или бессоновской Люси. Но под конец декады Скарлетт показала, что драматический порох никуда из пороховниц не делся: её работа в «Брачной истории» — с большим отрывом самая мощная женская роль года, за которую Йоханссон обязана получить золотую статуэтку Киноакадемии.
Событие года — победа «Паразитов» на Каннском кинофестивале
Каннский кинофестиваль часто ругали за то, что его победители оказывались либо очевидным политическим («Дипан»), либо компромиссным решением («Магазинные воришки»), а по-настоящему лучшие картины смотра не получали наград, как это было в 2018-м с «Пылающим». Но фильм Пон Джун- хо «Паразиты» сломал все барьеры — это главный хит фестиваля и среди зрителей, и среди прессы, и, как оказалось, среди членов жюри. Первая «Золотая пальмовая ветвь» в истории Южной Кореи и впечатляющий акт объединения людей в любви одному объекту искусства.
Прорыв года – Флоренс Пью
Три года назад молодая актриса Флоренс Пью громко заявила о себе ролью в «Леди Макбет» — отличном фильме, который, к сожалению, видело не так много людей. Её будущий успех уже тогда был очевиден, и в 2019-м наконец- то случился прорыв Флоренс в мир большого кино. За год у неё вышло сразу три важных работы — сначала в успешной инди-драме «Борьба с моей семьёй», затем в солнечном хорроре «Солнцестояние», одном из главных фильмов года. А также в «Маленьких женщинах», экранизации классического романа под руководством Греты Гервиг, которая доберётся до нашего проката только в январе.
Броманс года — Джейк Джилленхол и Том Холланд
Промотур нового «Человека-паука» подарил нам, пожалуй, самую милую пару года. Джейк Джилленхол и Том Холланд, в фильме играющие соперников, в жизни очень близко подружились, и почти каждое их совместное интервью перетекало в парад подколов и забавного дурачества. На Youtube люди делают целые подборки с самыми смешными моментами их интервью, а Джилленхол на вопросы об их «бромансе» отвечает, мол, никакой это не броманс — а самый настоящий романс. Что ж, Джейк, охотно верим.
Скандал года — выход документального фильма «Покидая Неверленд»
Ни один из огромных блокбастеров этого года, кажется, не вызвал столько общественного шума, как четырёхчасовое журналистское расследование «Покидая Неверленд», рассказывающее о детях — жертвах сексуального насилия со стороны Майкла Джексона. Кто-то с сожалением писал, что после фильма больше не сможет слушать музыку Джексона, другие ревностно защищали музыканта, указывая на несостыковки в словах интервьюируемых. В итоге все, видимо, остались при своей правде, но так всколыхнуть общественность преступлениями тридцатилетней давности, как это сделал «Покидая Неверленд», может не каждый.
Сцена года — финал «Однажды… в Голливуде»
У всегда умевшего снимать эффектные концовки Квентина Тарантино в этом году получилось даже лучше, чем обычно. Отчасти дело в том, что «Однажды… в Голливуде» — фильм нетипично для режиссёра медитативный, и его внезапный выплеск кровавого угара в финале на контрасте воспринимается ещё ярче. А отчасти — в том, что это теперь не мясорубка ради мясорубки: задорно убивая грязных хиппи, Квентин делает громкое заявление о силе искусства и его связи с реальностью. Браво.