
Опоздавший к зрителю лет на тридцать проходной боевик о мстительнице, вернувшейся наказать мафию за смерть мужа и дочери
Опоздавший к зрителю лет на тридцать проходной боевик о мстительнице, вернувшейся наказать мафию за смерть мужа и дочери.
Пять лет назад в результате разборок наркомафии Райли Норт, скромная банковская служащая, в один момент утратила смысл жизни – бандиты убили ее супруга и единственную дочь. Закон не смог восстановить справедливость – убийцы оказались на свободе, а саму Райли едва не заперли в психушку, но женщина бежала и исчезла с радаров полиции. Сейчас, обретя боевые навыки и заполучив целый арсенал оружия, Райли вернулась в Лос-Анджелес, чтобы вершить правосудие. Причем объектами ее мести стали не только непосредственные убийцы ее родных и их начальники, но и правоохранительная система, отказавшаяся в свое время встать на сторону добра. Лишь пара копов, расследовавших убийство Нортов, в глубине души поддерживают действия мстительницы, но им по долгу службы приходится открыть на нее охоту.
Много лет назад Козьма Прутков сравнивал определенный тип людей с колбасами. Разумеется, классик в своих высказываниях был резок, но безусловно прав – каждый из нас в конечном итоге является продуктом синергии воспитания, образования, погружения в определенную среду и влияния окружения. Стоит ли удивляться тому, что в кино самобытность встречается все реже, а едва ли не в каждой картине легко читается влияние мастеров и ремесленников прошлых лет? Влияние это, впрочем, каждый использует по-своему. Кто-то поднимается выше «на плечи гигантов», а кто-то повторяет чужие дешевые трюки, пряча за ними отсутствие собственных талантов. Французского режиссера Пьера Мореля, при всем уважении к «Заложнице», не назовешь столпом кинематографа. Скорее он является искаженным отражением своего недавнего патрона Люка Бессона.
К «Багровой мяте» сложно относиться хоть сколько-то серьезно. Насмотренному зрителю достаточно синопсиса, чтобы понять: перед нами очередная «Жажда смерти», с очевидной завязкой и предсказуемым финалом, которая заинтересовать неспособна. И этот скепсис оправдан, кино действительно не блещет хитроумными сценарными решениями или хоть сколько-то развитыми характерами. Персонажи здесь одноцветные, обращение мамочки из пригорода в смертоносную фурию показано пунктиром в пятисекундном флешбэке, а любые загадки не стоят того, чтобы морщить лоб. Создается впечатление, что сценарий написан машиной по простейшему алгоритму: тут коварные злодеи, тут положительная героиня, тут продажные копы, а вот безликие пешки мафии и коррумпированного суда, которых не жалко покрошить в капусту. Ничего лишнего, простые прямые ходы.
Даже провокативную линию с одобрением действий мстительницы простыми жителями города особенно оригинальной не назовешь – это, если хотите, отсылка к супергероям и комикс-персонажам. Райли посвящают свои граффити уличные художники, на улицах ее называют «Ангелом», ведь она защищает слабых, при этом жестокость героини по отношению к тем, кого она считает недостойными жизни, поражает. Куда там Бэтмену, Человеку-пауку или Супермену – Найт предпочитает выстрел в лицо в упор, а не эти ваши потешные пленения с последующей передачей бандитов копам. Морель, к сожалению, моральный аспект мести оставил за скобками, хотя это раскрыть было бы особенно интересно. Где граница между восстановлением справедливости и одержимостью, между правосудием и жестокостью, между Защитником и Карателем? Но глубин не ждите, «Багровая мята» – не про мысли, а про действия.
Однако и с действием все далеко не здорово. Какими-то новаторскими или изящно-элегантными, как это научились делать в последние годы, экшен-сцены не назовешь. Да, есть пара перестрелок с обилием персонажей и проработанной хореографией, но отсутствие настоящего вдохновения с головой выдает рубленый монтаж и обилие сцен с дублерами. Увы, Дженнифер Гарнер так и не избавилась от «комплекса Электры», и новой «Атомной блондинки» или женского варианта «Джона Уика» из нее не получилось – в разговорных сценах актриса выглядит увереннее и авторитетнее. На этом фоне и перестрелки блекнут, и драки превращаются в комичные кулачные поединки, словно вставленные в современное кино из дешевых боевиков середины 80-х. Так что на лихость той же «Заложницы» или брутальность «Законопослушного гражданина» не рассчитывайте. Это скорее уровень криминальной драмы телевизионного формата, где в финале непременно будет схватка один на один и очевидная победа «добра» над «злом» после череды нокдаунов.
Выход «Багровой мяты» вряд ли кто-то из причастных сможет записать себе в актив. Дженнифер Гарнер стоит отказаться от мысли вернуться в экшен, это не ее, Джон Галлахер-младший явно может лучше. А Хуану Пабло Рабе впредь стоит избегать столь откровенной халтуры. Но обиднее всего здесь за Мореля, который ярко заявил о себе «13-м районом» и «Заложницей», а после «скатился» к блеклым «Ганмэну» и «Багровой мяте». Похоже, влияние Бессона на него оказалось слишком сильным – свое он растратил, а чужим пользуется неумело, что снова возвращает нас к Пруткову, но уже с его незабвенным пассажем про фонтан.
С 13 сентября в кино.
Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграм, чтобы ничего не пропустить!