Несколько мрачная и путающая рваной хронологией, но глубокая и искусно снятая экранизация повести Фазиля Искандера о предвоенной жизни девушки из абхазского села
Середина 60-х, в абхазское село Чегем после двадцатилетней сибирской ссылки возвращается Софичка, женщина, чья молодость прошла тут, в скромном доме у подножья гор. Приезд на родину будит множество воспоминаний: жизнь Софички проносится перед глазами, хорошее и плохое, приобретения и потери, радости и печали – все, из чего и состоит жизнь. Но даже двадцать лет вдали от дома не дали ответ на вопрос о прощении самого родного человека, нанесшего жестокую рану. Только новая встреча закончит давнюю вражду между сестрой и братом.
Книги Фазиля Искандера – едва ли не лучший способ погрузиться если не в советскую и российскую литературу, то хотя бы в мир народов Кавказа, богатый событиями, эмоциями, драмами, но при этом всегда яркий, музыкальный и разнообразный. Романы и повести Искандера читаются на одном дыхании, а их герои, часто кочующие из обложки в обложку, моментально становятся близкими читателю – автор умел так описать человека, вложить в его уста такие слова и приписать такие поступки, что персонажи «оживали». Увы, Фазиль Искандер скончался более года назад, но его писательское наследие может подарить немало теплых часов и минут благодарным читателям.
Зрители тоже не останутся в стороне – книги писателя обязательно будут адаптироваться для большого экрана, а с одним из примеров экранизации можно ознакомиться уже сегодня, посмотрев историческую драму «Софичка», снятую режиссером Кирой Коваленко. Это удивительно зрелая, целостная и по-хорошему своеобразная работа дебютантки, обучавшейся мастерству у Александра Сокурова и в 26 лет имеющей красивый почерк и оригинальное видение. Лента стала еще одним проектом программы «Новое молодое кино», и это настраивает на самый позитивный лад – режиссеры у нас растут замечательные.
Повесть «Софичка» – довольно незатейливое описание жизни простой сельской девушки из горного села: она рано выходит замуж, теряет ребенка, затем погибает ее муж. Во время войны Софичка дает пристанище дезертировавшему с фронта брату мужа, за что отправляется в Сибирь в ссылку. Жизнь бьет и ломает женщину, но она продолжает оставаться чистым светлым человеком, живущим не для себя и совершающим поступки не по требованию со стороны, а во всем старающимся соответствовать высоким моральным правилам. Софичке нечего стыдиться, она была добра ко всем, защищала слабых и поддерживала немощных, согласилась отправиться прочь из дома вслед за людьми, за которых чувствовала ответственность. Возможно, жизнь ее счастливой не назовешь, но в ней зато нет ни капли изъяна.
Жизнеописание «в лоб» – скучнейший художественный прием, поэтому Киру Коваленко обязательно нужно похвалить за нелинейность ленты. Это поначалу путает мысли, зритель чувствует себя чужим на празднике, но со временем картинка складывается и приобретает необходимый объем – глубже раскрывается характер, стыкуются казавшиеся чужеродными линии, нарастает напряжение, а главное – возникает колоритный бэкграунд истории. «Софичка» становится фильмом не о человеке, а о времени и нравах. Пока мы следим за утратами главной героини, на фоне демонстрируется благородство и предательство, жестокость системы и теплота родственных отношений, мирный крестьянский быт и ужас войны. Фильм становится объемным без всякого 3D.
Не в укор постановщику будет сказано, что в отдельных сценах картины прослеживается огромное влияние Александра Сокурова: здесь и сумрачная цветовая гамма, и несколько отстраненная операторская работа, несмотря на обилие крупных планов, живые эмоции актеров, выливающиеся в речь, которая зачастую даже не нуждается в переводе. Именно такое кино и является настоящим универсальным искусством, говорящим со зрителями языком образов, символов, жестов, деталей и поз – молчаливые походы Софички на могилу мужа кричат лучше любого глашатая.
Конечно, это не массовая и не зрелищная лента, наоборот, просмотр этой экранизации Искандера кардинально отличается от большинства предыдущих адаптаций – зрителю придется потрудиться, чтобы проникнуться духом Кавказа более чем полувековой давности. Но труд будет вознагражден – несмотря на то что хеппи-энда в голливудском смысле «Софичка» не получит, ощущение света останется с вами надолго. Лента заслуживает теплого приема, а режиссер – внимания и шанса на продолжение творческих реализаций.
С 23 ноября в кино.