В очередной конфликт «черных» и «белых» в американской глубинке любопытно «включиться» только при наличии живого интереса к современным расовым распрям. В остальном сериал скучен и прямолинеен
Спокойствие небольшого американского городка нарушено страшной трагедией – в неблагополучном районе полицейским застрелен подросток. Бензина в и без того бушующее пламя добавляют те факты, что жертва – белый мальчишка, а коп – молодой черный патрульный, да и проверка на месте показывает, что подросток не был вооружен. Полицейский департамент начинает расследование инцидента, к общественной дискуссии подключается мэрия и церковь – обстановка накалена до предела. Чтобы смягчить давление и попытаться найти подход к перешагнувшему черту копу, отдел внутренних расследований привлекает двух специалистов-афроамериканцев. Престон Терри, молодой юрист, верящий в добро, честность и справедливость, и детектив Эш Акино, разлученная с дочерью мать, берутся выяснить все обстоятельства дела и вынести постановление о степени вины патрульного.
Давно ни для кого не секрет, что при всей своей политике «плавильного котла» Соединенные Штаты по-прежнему остаются глубоко сегрегационной страной. И выражается это не только и не столько в национальных кварталах или гетто, не в расистских выпадах на всех уровнях власти и даже не в регулярно доносящихся с той стороны океана новостях о распрях между «белыми» и «цветными». Проблема касается даже культуры, той части нашей жизни, которая призвана объединять, а не разделять, – у белых, чернокожих и латиноамериканцев в США есть свои телеканалы, в том числе музыкальные, они часто снимают и смотрят разное кино (вспомните, например, цикл фильмов о Медее или недавний «Голос улиц»), и прошлогодний скандал на «Оскаре» – лишь верхушка айсберга.
Попытки найти общий язык между людьми разного цвета кожи, вероисповедания и мировоззрения предпринимаются, и можно вспомнить удачу первого сезона «Американской истории преступлений», одинаково тепло принятой белыми и цветными зрителями, но не все примирительные шаги одинаково хороши. Сериал «Огнестрел», стартовавший в эфире канала Fox этой весной, нацелен на очередную общественную дискуссию о равенстве перед законом, о справедливости для всех, о возможности воплощения «американской мечты» для всех, но большой удачей пилот шоу назвать не получается.
Пожалуй, «Огнестрел» можно похвалить исключительно за открывающую пилот сцену – зритель оказывается на месте преступления сразу после роковых выстрелов. Дым из дула пистолета полицейского еще не развеялся, ветер еще не разнес шум четырех пороховых разрядов, но вокруг автомобиля, в котором застрелен белый мальчишка, уже собирается толпа. На лице копа ужас, на лицах подоспевших соседей любопытство и даже одобрение, подоспевшее подкрепление всем видом демонстрирует поддержку «своего» и настороженность к любым попыткам повлиять на ситуацию извне – все это укладывается в пару минут и имеет действительно мощный эмоциональный заряд. Но, увы, это все оригинальное, прочувствованное и действительно тонкое, что может предложить шоу. Дальше начинается рутина, причем рутина намеренно слащаво-толерантная и приторно-примирительная.
Из неблагополучного района сериал перебирается во властные кабинеты и личное пространство следователей, «Огнестрел» становится стандартной юридической драмой, в которой юристы обмениваются «ударами» прошениями и апелляциями, говорящие головы оглашают мнения мэрии и полицейского департамента, а разгневанные горожане требуют справедливости и возмездия. Авторы, впрочем, пытаются оживить клише столкновением «белых» и «черных» – на юристов-афроамериканцев косо смотрят белые полицейские, мать жертвы кроет на чем свет стоит «обратный расизм», жители же «черного» района, где случилась трагедия, наоборот, поддерживают «брата по крови». При этом авторы стыдливо не перегибают, обходят острые углы и явно стесняются в выражениях.
Сюжетный ход с полицейским, застрелившим безоружного, – давний сериальный штамп, не далее как прошлой весной на тех же основаниях, например, был отстранен от дел главный герой «Убийства первой степени», но «Огнестрел»-то пытается донести до зрителя конфликт не конкретный, а вызревающий в воздухе – когда же уже белые встанут против черных и наоборот? Правда, словно опасаясь того, что их инициатива может лишь усугубить ситуацию, создатели сериала тут же демонстрируют кадры с двумя обнимающимися матерями, потерявшими детей, – они разной расы, но их объединяет одно горе.
Но даже после этого очевидно, что сериал «черноват», в том смысле, что авторы очевидно стоят на стороне чернокожих персонажей, включая даже совершившего преступление полицейского. И примирительные шаги здесь демонстрируются только с ударением на том факте, что, мол, пока белые не хлебнут того, что получили негритянские жертвы полицейского произвола, они нас не поймут. Возможно, с этой точки зрения шоу будет интересно «черному» населению Америки, но ни сюжетно, ни драматически, ни образно в отрыве от расовой нетерпимости сериал не работает – просто еще одна юридическая тягомотина. Таких на экранах десятки, подавляющее большинство из которых качественнее и увлекательнее «Огнестрела».