Якутская семейная сказка о детском воображении и силе родственных связей.
1970-е годы. Восьмилетний Ваня (Михаил Слепцов) возвращается в родную якутскую деревню спустя много лет. Почти все первые годы жизни мальчик провел в белых стенах столичной больницы из-за травмы спины. Ваня не помнит, что когда-то уже встречался со старшими братьями, лежал на руках у мамы (Нюргуяна Шадрина), спал в детской кроватке и ползал по старому деревянному полу. Не помнит он и падения в погреб. К сожалению, врачи не смогли вернуть Ване способность ходить, но родители все еще верят, что сын встанет на ноги.
Долгожданная встреча оборачивается катастрофой: едва вернувшись к маме, Ваня снова ее теряет. Пытаясь утешить сыновей, папа Ион (Ньургун Бэчигэн) рассказывает легенду, согласно которой все живые существа перерождаются и обретают новый физический облик, а это значит, что и мама теперь просто живет в другом месте, ведь она стала стерхом — редким белым журавлем. История вселяет в Ваню надежду. Он верит, что если научится ходить, то обязательно найдет стаю стерхов и сможет снова увидеть маму.
Фильм основателя и продюсера якутской кинокомпании «Сайсары Синема» режиссера Михаила Лукачевского нашел свою аудиторию как среди зрителей, так и среди критиков. «Там, где танцуют стерхи» стал хитом местного проката, заняв второе место по сборам среди якутских кинокартин за всю историю, и завоевал Гран-при VIII Арктического международного кинофестиваля «Золотой ворон», а исполнитель главной роли десятилетний Михаил Слепцов удостоился спецприза за лучшую мужскую роль.
Картина основана на автобиографической повести Ивана Дьячковского «Бег за радугой». Съемки заняли почти три года. Значительную часть срока Лукачевский посвятил поиску стерхов — тех редких птиц, танец которых мечтал увидеть главный герой. К сожалению, запечатлеть процесс не удалось, потому что белых журавлей осталось критически мало, и места их обитания в Якутии практически невозможно найти даже с помощью орнитологов. В результате было принято решение использовать последние бюджетные деньги на создание стерхов с помощью компьютерной графики. Удивительно, как удачно вписываются в сказочный мир словно вырезанные из фотографий движущиеся изображения птиц. В сцене нет ничего реалистичного, ничего похожего на настоящую встречу героев с белыми журавлями: оказавшись внутри кадра, все становится вымышленным, потому и живые птицы становятся птицами компьютерными.
Режиссер отказывается от демонстрации реальности, чтобы позволить зрителям хотя бы на полтора часа погрузиться в мир, где есть место надежде. В якутской деревне всегда осень — золотая, теплая, пахнущая сеном и взбитыми сливками. Ваня верит, что по полям Амгинского улуса бродят жирафы и, быть может, носороги. А мама вопреки прогнозам врачей верит, что Ваня однажды научится ходить, а может, даже и бегать. Братья убеждены, что у них в роду есть богатыри, а значит, папа без проблем поднимает огромные бочки с водой и успевает не только колоть дрова, но и управлять хозяйством и воспитывать четверых сыновей. В сказочном мире даже злобная Баба-яга оборачивается милой бабушкой, использующей фотоаппарат в качестве защитного амулета. Все, что попадает в объектив, искажается и становится частью фантастического.
Михаил Лукачевский не признает ярлыков и берется за любые жанры. Сняв в 2013 году тревожную драму «Белый день», а в 2021 году — мрачный триллер «Вертолет», он спустя еще несколько лет обманывает ожидания зрителей и завершает работу над светлым детским фильмом. Картина вряд ли придется по душе поклонникам предыдущих работ режиссера или других известных якутских современных фильмов вроде «Пугала» Дмитрия Давыдова или «Черного снега» Степана Бурнашева. «Там, где танцуют стерхи» — кино, которое не скрывает, что предназначено для довольно узкой целевой аудитории, и в этом кроется его подкупающая смелость.