Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Что мертво, умереть не может: рецензия на фильм «Новые мутанты»

Очередная жертва производственного ада, судя по всему, больше пострадавшая от амбиций своего режиссёра.

Добавить в закладки

Трейлер

Даниелла (Блю Хант), выжившая после смертоносного вихря в индейской резервации, просыпается в таинственном госпитале. Её родные погибли, а сама она, как выяснится, могла стать одной из причин катастрофы. Чтобы девушка, ещё не осознавшая свои суперспособности, снова не навредила людям вокруг, ей нужно пройти курс лечения во главе с доктором Рейес (Алиси Брага). Одиночество ей, впрочем, не грозит, ведь в клинике живут ещё четыре подростка-мутанта: стервозная Ульяна Распутина (Аня Тейлор-Джой), обаятельный бразилец Бобби да Коста (Генри Зага), замкнутый Сэм Гатри (Чарли Хитон из «Очень странных дел») и Рейн Синклер (Мэйси Уильямс из «Игры престолов»), которая недавно вырвалась из пут сурового церковного окружения.

Контекст создания и выпуска «Новых мутантов», как ни странно, в массовой культуре оказался важнее результата. Попытка поместить историю становления супергероев в рамки подросткового хоррора, конечно, вызывала интерес и раньше, но многолетнее ожидание картины его усилило многократно. В какой-то момент даже появились слухи, будто злодейская студия Disney, выкупившая компанию Fox, решила путём нехитрых монтажных приёмов сменить рейтинг R (в нашем случае — 18+) на PG-13. Эти сплетни недавно развеял сам Джош Бун — создатель фильма, питчинговавший идею о супергеройском ужастике на протяжении многих лет. По словам режиссёра, студия не уродовала авторскую концепцию, а пересъёмки и досъёмки, которые все приняли за грубое вмешательство боссов-толстосумов, в индустрии — нормальное и даже заранее запланированное явление.

Это признание Буна, впрочем, ситуацию лишь усугубляет: уж лучше бы мы все дружно обвиняли Disney и жалели бедного демиурга, чьё кино, вопреки его воле, превратили в объект насмешек, как это уже было с «Фантастической четвёркой» Транка. Хотя если бы все вспомнили, чем автор занимался до хорророви как он относится к самому жанру, перспектива «Новых мутантов» показалась бы сомнительной ещё на стадии ранних релизов. Постановщик преимущественно студийных мелодрам («Виноваты звёзды», «Застрял в любви»), он признаёт, что не является большим фанатом ужастиков и ориентировался исключительно на мейнстрим: «Кошмар на улице Вязов», «Сияние» и книги Стивена Кинга.

Поэтому «Мутанты» при всей его жанровой показушности (вообще супергеройский хоррор — вещь не такая уж и редкая, вспомните хотя бы «Сплит» или «Гори, гори ясно») просто повторяет отработанные шаблоны и без того растиражированных фильмов. Концепция третьего «Кошмара», где дети, запертые в клинике, боролись со зловещим убийцей с лезвиями из снов, складывается с персонажами и коллизиями из школьных трагикомедий Джона Хьюза. В «Джокере», идущего по стопам раннего Скорсезе, эти повторения смотрелись уместными хотя бы в силу того, что кино за счёт заимствований попадало в нерв общественности. Попадает ли в нерв история о борьбе подростков со страхами, рассказанная за эти 5 лет чуть ли не сотню раз («Оно», «Страшные истории для рассказа в темноте»), — большой вопрос.

Но опустим разговор о вторичности. Даже кино, склеенное из пары-тройки других классических фильмов, может удасться — спросите у Джеймса Вана. Проблема «Новых мутантов» даже не в том, что не могут ни осмыслить ностальгический контекст, ни его грамотно повторить, а в самом повествовании. Для картины, которая делает гигантский акцент на подростковых страхах и кошмарах, говорит о подсознательном и вытесняемом, «Мутанты» парадоксально некинематографичны. Экспозиция — диалог, завязка — монолог, даже финал — пафосная речь о том, как важно победить внутреннего медведя (одного из антагонистов), олицетворяющего собственную слабость. А то, что в редкие моменты кинематографично, выглядит до ужаса дёшево.

Причём назвать «Мутантов» худшим фильмом года сложно. Это ведь не слэшер «Кукла 2» или сотня других хорроров, отправляющихся прямиком на VOD, — просто посредственное кино, которое по шаблону работает, но по итогу не срабатывает. Очередная студийная поделка, чей режиссёр, кажется, изначально, безо всякого вмешательства компании, планировал создать мелодраматическую мотивационную мишуру. Джон Хьюз и Стивен Кинг, может, не устарели, а вот попытки им вторить — однозначно. Кто в таком случае виноват? Наверное, звёзды.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?