Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Что смотреть, если вам понравился фильм «Непосредственно, Каха»

Несмотря на ограничения из-за бушующего коронавируса, «Непосредственно Каха» продолжает увеличивать свои и без того рекордные сборы. Проект, выросший из провокационного веб-сериала, неожиданно вытащил зрителей в кинотеатры, а мы тем временем вспоминаем, какие фильмы стоит посмотреть тем, кто на выходе из зала снова хочет окунуться в такую же безумную атмосферу абсурдистской комедии.

Добавить в закладки
Что смотреть, если вам понравился фильм «Непосредственно, Каха»

Алексей Чадов в роли Ярослава на кадре из фильма «Ч/Б»

Алексей Чадов в роли Ярослава на кадре из фильма «Ч/Б»

До странного чёрного юмора «Кахи» дебютному фильму Евгения Шелякина, конечно, далеко: его «Ч/Б» не только сдержан, но и местами чрезмерно дидактичен. С другой стороны, здесь важна не столько специфика комедии, сколько её проблематика — история о националисте Ярославе (Алексей Чадов), чьим ангелом-хранителем становится неудачливый умерший Нурик (Мераб Нинидзе), выводит зрителя на разговор о российских предрассудках и заскорузлости сознания. В «Кахе», напомним, есть один важный момент, который тоже отсылает к этим вопросам, а именно проникновенный монолог Серго о том, как российские провинции душат деятельных людей, лишая их всякой индивидуальности и превращая всех в один ходячий стереотип. Неутешительный, в общем-то, вывод, который в «Ч/Б» осмысляется в ключе избавления от этих самых предубеждений.

Яна Троянова в роли Ленки на кадре из фильма «Страна ОЗ»

Яна Троянова в роли Ленки на кадре из фильма «Страна ОЗ»

От социальной проблематики мы движемся к абсурдистскому изображению быта нашей страны. В «Непосредственно Каха» Виктор Шамиров жирными мазками рисует нелепый, но обаятельный портрет России (прежде всего благодаря образам собственно Кахи и его компаньона Серго), хотя, справедливости ради, делает это не так искусно, как Сигарев в «Стране Оз». У последнего гипербол и безумия даже больше, чем в новой истории злоключений двух непутёвых друзей. Героиня Яны Трояновой встретится с таксистом-наркоманом (Евгений Цыганов), Гошей Куценко, пускающим фейерверки прямо со своей головы, и другими чудными обитателями провинции. Алкогольный новогодний угар в духе праздничной сказки — не это ли лучше всего характеризует отечественную действительность? На таком фоне даже выпавший глаз Серго выглядит безобидной шуткой.

Марлон Уайнс в роли Эш-Трея на кадре из фильма «Не грози южному централу, попивая сок у себя в квартале»

Марлон Уайнс в роли Эш-Трея на кадре из фильма «Не грози южному централу, попивая сок у себя в квартале»

Как и «Непосредственно Каха», «Не грози южному централу» основывает свои шутки на знакомых стереотипах. В случае фильма Пэриса Баркли — на представлении о «чёрных» кварталах, чьи будни не обходятся без криминала. Что важно, ирония в этом кино едва ли оскорбительная: сценарий братьев Уайанс будто изначально метит в сегмент blaxploitation, фильмов для и про своих, которые не только поймут, но и над которыми от всей души посмеются те, кто осознают глупость всяких предрассудков. «Каха» едва ли настолько же дерзкий, но этот комедийный задор, любовь авторов к локальным группам и едкой социальной сатире сближает его с «Не грози южному централу». В отличие от американского собрата, работа Шамирова вряд ли получит статус культового фильма, зато оригинальный сериал, думается, его уже давно добился.

Кадр из фильма «ДМБ»

Кадр из фильма «ДМБ»

Если говорить об отечественных абсурдистских комедиях без чувства меры и стыда, сразу вспоминаем «ДМБ» Романа Качанова — постмодернистский опус о тяжких и весёлых днях в армии, который уже давно разобрали на цитаты и сцены. Опять же уточним: такая судьба может ожидать лишь оригинальный веб-сериал, однако именно фильм Шамирова, а не старый многосерийный проект приблизился к тону неумирающей классики 00-х. Выходки Кахи и Серго легко рифмуются с буднями здешних солдат: настолько же суровые и беспощадные, насколько и необъяснимо глупые. И, что важнее, оба этих фильма так или иначе раскрывают одну из граней нашей парадоксальной отечественной действительности, похожей на большой запутанный анекдот.

Борат
Борат
Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan , 2006
Режиссер: Ларри Чарльз

Саша Барон Коэн в роли Бората Сагдиева

Саша Барон Коэн в роли Бората Сагдиева

Ещё один фильм, который, как и «Каха», умело использует стереотипные образы для создания более глубоких образов и сюжетов. После выхода «Бората» оскорбились казахские политики, хотя на самом деле, напротив, должны были негодовать политики американские — именно они с идеей национальной идентичности и американской мечты, а не родина вымышленного журналиста и её консервативные порядки, становятся объектом насмешки гениального Саши Барона Коэна. «Борат», впрочем, копает куда дальше: его интересует не только заскорузлость мышления, ловко переданная авторами с помощью подставных интервью и реакций ничего не подозревающих людей на дурацкие гэги Коэна, но и разоблачение двойных американских стандартов.

Яна Троянова в роли Ольги

Яна Троянова в роли Ольги

Популярный сериал с Яной Трояновой едва ли похож на «Каху» в общем смысле, но их объединяет одна вещь — бескомпромиссное изображение российских нравов, лишённое всякого лоска и пропитанное искренней любовью к обитателям Подмосковья. Альтруизм Ольги — ещё одна черта характера русского человека, которой наши кинематографисты справедливо уделяют особое внимание. Если угодно, героиня Трояновой во многом резкая противоположность Кахи, и оттого смотреть за сумасшедшим бытом её окружения после фильма Шамирова интересно вдвойне. Впрочем, социальной подоплёки здесь куда больше: «Ольга» всё-таки более тонко препарирует национальный характер и, даже несмотря на обилие чёрного юмора, ловко балансирует между драмой и комедией.

евин Смит в роли Молчаливого Боба на кадре из фильма «Клерки»

Кевин Смит в роли Молчаливого Боба на кадре из фильма «Клерки»

Не стоит забывать, что история Кахи и Серго не только об абсурде провинции и страны, но ещё и о двух инфантилах, которые живут странными архаичными понятиями, забывают об ответственности и совсем далеки от быта взрослых. Главные герои «Клерков 2» — такие же кидалты, вечные мечтатели и шутники, не готовые принять ход времени и смириться с уходом собственной молодости. Даже в плане юмора это кино ближе к «Кахе», чем кажется: такое же абсурдно-грубое, бескомпромиссное, подчас пошлое и безмерно глупое. Понятное дело, что отличий у них всё равно очень много, но тот, кто полюбил жёсткую иронию нового фильма Шамирова, наверняка проникнется и едкими шутками двух вечно хохмящих друзей Данте и Рэндала.


Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?