По-дебютантски свежий, но слегка комканый фильм о переломном поколении, воспитанном в одной стране и вынужденном строить другую. Тема интересная, но заслуживающая более тщательной проработки
Троица «понаехавших» в Москву молодых и перспективных Андрея, Кати и Ольги знакома еще с младшего школьного возраста. Когда-то они вместе готовились стать пионерами, учили клятву, охотились за мнимыми шпионами, мечтали совершать великие открытия, всегда быть вместе и помогать друг другу. Сегодня каждый из них «варится» в собственном убогом мирке. Одна снимается в захудалых сериалах, вторая волочится за безнадежно женатым мужчиной, третий погряз в чужих словах и мыслях настолько, что утратил самого себя. Время пионеров-героев ушло вместе с эпохой Советского Союза, поэтому в тот момент, когда нашлось время подвигу, к героизму, бескорыстности и самопожертвованию готовы оказались не все…
Происходящая в отечественном кино смена поколений сценаристов, постановщиков и продюсеров порой выглядит несколько однобоко – есть плеяда выходцев из Камеди и КВН, штампующих комедии одну за другой, есть некоторое количество новых артхаусных режиссеров, претендующих на интерес со стороны фестивалей и критиков, но вот с крепкими драматическими творцами пока не так все просто. Впрочем, ситуация небезнадежна, новые имена появляются, и едва ли не каждый дебютант оставляет если не глубокую запоминающуюся борозду в памяти зрителя, то хотя бы зарубку. Запомнить имя Натальи Кудряшовой придется обязательно – «Пионеры-герои» стали для 36-летней уроженки Нижнего Новгорода прорывом на режиссерском и сценарном поприще, а ведь, кроме этого, Наталья еще и небесталанная актриса, продюсер и даже монтажер. Не в одном, так в другом она пробьет себе дорогу.
Именно об этом пробивном поколении Кудряшова и сняла свой фильм, персонажи «Пионеров-героев» – ее сверстники. Те самые молодые и перспективные, без которых не обходится сегодня ни одно столичное пиар-агентство, ни единая редакция, именно они сейчас крутят мир своими ботинками. На чем они выросли? Что они могут дать этому миру? Люди, получавшие воспитание на сломе эпох, успевшие побыть и пионерами, и «коммерсами», и респектабельными гражданами, – как закалялась их сталь? И сталь ли это? Наталья Кудряшова бросает свой взгляд и взгляд зрителя в кажущееся ей важным время детства, когда героика вбивалась в головы октябрят каждый день, с каждым звонком, каждым уроком, каждым внеклассным занятием. Ужас перед церемонией принятия в пионеры помнит каждый, кому приходилось повязывать галстук. Что же показывает нам сценарист и режиссер?
С этим можно соглашаться или нет, но Кудряшова проблемы современности видит именно в подростковой советской воспитательной системе, переполненной героическим прошлым, примерами самоотверженности пионеров-героев, жестким давлением, заставляющим делать выбор между семьей и страной. Какой детский организм справится с этим? Однако тогда справлялись. Теперь наступила стабильность, сытость и уверенность, нужда в подвиге отпала, и героизм ушел в тень. Персонажи «Пионеров» плывут по течению современности, огибая родных и знакомых, оставаясь одиночками в большом людском море. Фильм делает множество акцентов на том, что мы остались совсем одни, даже окруженные другими людьми. И некому помочь в трудную минуту подменить коробок, никто не встанет на пути машины со шпионами, никто не поставит тебя в ряд с Валей Котиком и Зиной Портновой. А когда героизм потребуется, захочется быть от него подальше, спрятаться за чужую спину, выйти сухим из воды.
Кудряшова нашла благодатную тему – свела воедино сегодняшнее упадничество и вчерашнее величие, героику прошлого и серость нынешнего, великие имена и безвестные фамилии, страх и смелость, секс и бескорыстную любовь, божественное и земное. Фильм получился многогранный и сложный, особенно для дебюта. Не все в нем ровно, иногда автора заносит, местами случаются сюжетные пробуксовки, да и героев симпатичными не назвать, есть в каждом из трех персонажей что-то отталкивающее, но «Пионеры-герои» – это та лента, которая оставляет долгое послевкусие, которую хочется обсудить, и не только со сверстниками, но и с поколениями сегодняшних детей. Как там им дается учеба? Знают ли они, что такое ССД? Поют ли песни о Красной армии?
Вряд ли можно найти человека, который с неудовольствием вспоминал бы собственное детство. Сколько приключений мы сами себе придумывали, на какие опасные подвиги шли, сколько безрассудства в нас было… Куда ушла та прекрасная эпоха? Каковы наши заслуги в том, какой стала страна? Говорить об этом можно много, долго и интересно. Радостно, что кто-то этот разговор начал, не потух бы теперь этот пионерский костер.
С 18 июня в кино.