По нынешним временам весьма оригинальное и динамичное подростковое кино, на приключенческий и фантастический мотив рассказывающее о простых жизненных истинах
Ученики московского Пушкинского лицея во время подготовки к Олимпиаде по знанию творчества Александра Сергеевича получают ценный артефакт – часы великого писателя, которые были с ним в день смертельной дуэли с Дантесом. Часы имеют не только историческую ценность, они могут управлять временем, и именно с помощью старинного хронометра подростки переносятся в день рокового выстрела на Черной речке и похищают Пушкина прямиком из-под пули его обидчика. Школьники и учителя сперва не верят гостю, а затем приходят в экстаз – пообщаться с классиком жаждут все – от мала до велика. Вот только сам Александр Сергеевич стремится обратно, бесчестие и трусливый побег он считает скверной идеей, а потому требует от мальчишек совершить обратный прыжок во времени. Вот только сделать это будут непросто – таинственные часы, открывающие портал, бесследно исчезли…
Только самый недалекий, нелюбопытный и консервативный российский зритель может сегодня утверждать, что в нашей стране нет детского и подросткового кино. На этом фронте давно произошла революция, здесь работают и смелые дебютанты, и маститые профи, на это целенаправленно выделяются крупные бюджеты, да и популярность какую-никакую готовая продукция среди своей аудитории обретает. Разумеется, до уровня советского детского и юношеского кино 70-80-х годов прошлого века нам пока далековато, но раньше, как известно, и деревья были выше, и мороженое слаще, и школьные ранцы легче. Чего уж сравнивать. Стоит перестать беспокоиться о прошлом и начать жить настоящим, изредка поглядывая в будущее.
Можно даже пойти дальше. Авторы подростковой комедии «Спасти Пушкина», например, прошлое, настоящее и будущее объединили и заварили крепкую, хоть и небезупречную кашу – с сомнительной завязкой, увлекательным развитием событий, нетривиальным противостоянием Добра и Зла и весьма смелым финалом. Назвать шедевром фильм Филиппа Коршунова и Павла Мирзоева язык, конечно, не повернется, но в легкости, искренности и вовлеченности в дела современных детей картине не откажешь. Не во всем одинаково четко продуманная, она, во всяком случае, адресована прежде всего реальным подросткам, а не преклонного возраста тетям из минкульта или минобра, полагающим, что они лучше детей понимают, что такое школьная жизнь.
И школьникам она точно придется по вкусу. Конечно, в элитных московских лицеях у нас учится лишь небольшая часть детей, однако фильм рассказывает не только о классах и кабинетах. «Спасти Пушкина» - это история нескольких старшеклассников, у каждого из которых свои увлечения, свой взгляд на мир, свои проблемы и представления о том, как их решать. Как и положено, здесь есть наивная и милая подростковая влюбленность, нашлось в фильме место проблемам отцов и детей, довольно правдиво выглядят выходки учеников, отстаивающих свое право жить так, как им хочется. Без перегибов, разумеется, не обходится, и хулиганы в фильме выглядят весьма потешно, как и нарочито комический директор в исполнении Юрия Гальцева. Но ведь это комедия!
Что же до Пушкина в исполнении Константина Крюкова – то этот персонаж, всего лишь катализатор событий, которые и без того назревали в школьном коллективе накануне каникул. Глупо предъявлять претензии в неправдоподобности, отступлении от исторической правды или коверкании языка, которым поэт говорил в начале XIX века, в фильме, где вот так запросто Пушкин перелетает из 1837-го в 2017 год. Но авторы и не претендуют на достоверность и не делают упор на аутентичность аксессуаров, как в каком-нибудь «Мы из будущего». «Наше все» здесь имеет значение не фигуральное, а эстетическое. Гостем из прошлого авторы показывают неизменность значений слов честь, долг, уважение, ответственность, правда, вежливость, такт. Разумеется, понятия эти за двести лет подверглись шлифовке, но внутренняя их сила осталась прежней, и понять ее важно именно в юном возрасте. Почему бы и не подобным образом?
В фильме достаточно юмора, он не затянут и не стремится к пышному морализаторству, в нем присутствуют и динамика, и интрига, и детективный сюжет. Ну да, с точки зрения канонов фильмов о путешествии во времени «Спасти Пушкина» не выдерживает критики, зато Александр Сергеевич здесь участвует в рэп-батле, сочиняет детективы и подсказывает Гоголю крылатые фразы для его произведений. Глупость, конечно, но бесконечно милая и беззлобная. Таким и должно быть развлекательное кино для подростков. Легкое и заряжающее позитивом, подспудно знакомящее с классикой и высмеивающее закостенелых взрослых. Его пример, как говорил классик, другим наука…
С 27 апреля в кино.