Как ни старается мировое феминистское движение, кинематограф по-прежнему остается «царством мужчин», позволяющих себе порой переходить грани дозволенного, что вылилось в уходящем году в череду скандалов
Жаклин Кеннеди
Картина Пабло Ларраина, очаровавшая Венецию и Торонто, а затем номинированная на «Оскар» сразу в трех категориях, вышла в России только в феврале, поэтому мы имеем все основания внести Жаклин Кеннеди в наш сегодняшний список. Лента, повествующая о том, как пережила потерю супруга любимица американской публики, драматична и несколько тяжеловесна, но главная героиня в ней, безусловно, великолепна и органична. На пике своей красоты, на взлете популярности счастливейшая из Первых леди вдруг остается одна перед стеной проблем, подозрений и разрушительных вмешательств в личную жизнь. Выстоять может только по-настоящему сильная женщина.
Карла
Драматический триллер Луиса Прието «Похищение» – типичное эксплуатационное кино, в нем все подчинено экшену, крепко замешанному на родительских чувствах матери, потерявшей дитя. Даже участие Хэлли Бери в картине – прямолинейный маркетинговый ход, привлекающий дополнительного зрителя. Казалось бы, подобных лент стоит избегать, но для нашего итогового списка главная героиня Карла Дайсон подходит как нельзя лучше – целеустремленная и отчаянная, отважная и изобретательная обычная официантка творит что-то невероятное за рулем семейного минивэна. Там, где бессильна полиция, где помощи от случайных прохожих ожидать не приходится, в ход идет страшнейшая сила – материнская любовь.
Элис
Расставаться всегда непросто, особенно с теми, кто сопровождает тебя уже много лет. Кинематографическая «Обитель зла» в разной степени радовала нас долгие 15 лет, но в 2017-м Пол У.С. Андерсон решил дописать «Последнюю главу» этой большой истории и освободить свою супругу Миллу Йовович от обязанностей далее играть Элис, бесстрашную воительницу в постапокалиптическом мире. Заключительная лента не стала суперхитом, но главная героиня здесь по-прежнему невероятно крута и совершенно непредсказуема для противников – стреляет, дерется, разгадывает головоломки. Кстати, есть весьма высокая вероятность того, что расставание с «Корпорацией Амбрелла» и ее жертвами будет недолгим – ходят слухи, что «Обитель зла» может переродиться, но уже с другими актерами и героями. Посмотрим.
Глория
Поскольку все скрытые возможности девушек и женщин по-прежнему незадокументированы, не исключено, что некоторые из представительниц слабого пола, а возможно, и все могут управлять монстрами из параллельной вселенной, как это делает героиня Энн Хэтэуэй в фильме «Моя девушка – монстр». Ее Глория – персонаж не из приятных, расставание с парнем ее добило, она не работает и много пьет, вдобавок выясняется, что время от времени она управляет жутким гигантским монстром, нападающим на Сеул. Но есть и хорошие новости! Глория чуткий и ответственный человек, она не готова быть монстром, но вполне может остановить другое чудовище.
Генерал Лея Органа
Уход Кэрри Фишер год назад стал тяжелейшим потрясением для миллионов поклонников «Звездных войн» во всем мире, но магия кино такова, что мы можем не просто наслаждаться ее предыдущими картинами, но и видеть на экране новые, ведь актриса успела сыграть в «Последних джедаях», а кадры с ее участием наверняка будут задействованы и в девятом фильме серии. И стоит отметить, что значение Леи в новой трилогии выросло, так что мы ничуть не кривим душой, выбирая персонаж для нашего топа между предводительницей повстанцев и Рэй. Может быть, в руках юной ученицы Люка Скайуокера и находится будущее галактики, но здесь и сейчас ответственность за немногих оставшихся в живых противников Первого ордена лежит на Лее, и именно ей приходится принимать тяжелые решения, обеспечивающие будущую победу.
Лорелин
Космический кинокомикс Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет» не назовешь успешным проектом – в прокате картина провалилась, едва не утянув в черную дыру банкротства кинокомпанию EuropaCorp, критики на нее ополчились, а зрители, наоборот, остались равнодушны. Огрехов в ленте хватает, и каждый сам для себя может сформулировать, почему повторить успех «Пятого элемента» при схожих стартовых условиях не получилось, но Лорелин, одну из двух главных героев фильма, в минусы записывать никак нельзя. И дело не только в том, что Кара Делевинь разгромно переиграла своего экранного партнера Дэйна ДеХаана, важно то, что Лорелин получилась по-хорошему винтажной, сексуальной, очаровательной и боевитой героиней, едва ли не лучшей в жанре со времен Барбареллы. Ну как ее не любить?!
Тельма
Мистический триллер из Норвегии, снятый в жанре артхаус? Никакое другое определение не способно так поляризовать зрителей – кто-то сразу пройдет мимо, а кто-то будет с нетерпением ожидать релиза. Дождавшиеся премьеры «Тельмы» вряд ли оказались разочарованы, фильм снят в лучших жанровых традициях, пронизан особой скандинавской атмосферой и не устает удивлять. Прежде всего, впечатляет его заглавная героиня – девушка, вырвавшаяся из-под надзора суровых родителей, но начинающая осознавать, что немногословный отец и истеричная мать не ограждали девушку от мира, а защищали мир от ее таинственных сил. Философия и эзотерика, трудности взросления и осознание сексуального влечения, любовь и убийство – одна из наиболее сильных женщин в нашем списке скрывается под ничем не примечательным именем Тельма.
Она
Редкий фильм в этом году вызывал столько эмоций и так разделял критиков и зрителей, как драма Даррена Аронофски «мама!». И хотя постановщик споры принял с раздражением, сложно поверить, что внутри автор не ликовал – картина задела за живое, вызвала споры, оставила послевкусие. При всех возможных трактовках, от библейского пересказа до экранизации культа борьбы за спасение природы, очевидно одно: главная героиня является тем самым гвоздем, на котором висит картина, да что там картина, на ней держится весь дом, вся земля, вся вселенная. Дженнифер Лоуренс многие ставят в вину то, что свой «Оскар» она получила исключительно в силу отсутствия конкуренции. Что же, вот и реванш фортуны – за роль в «маме!» «Оскар» не дадут, но помнить ее будут долго.
Матильда Кшесинская
При всех недочетах картины Алексея Учителя, при всей вольности трактовки исторических фактов и откровенной выдумке части сюжета, никак нельзя отрицать того, что «Матильда» стала явлением в отечественном кино, хотя знак этого явления нам, возможно, придется ставить лишь по прошествии месяцев и лет. Навскидку и не вспомнишь, название какого еще российского фильма становилось именем нарицательным, а вот «новой Матильдой» будут оперировать еще долго. При этом героиня-то у Учителя получилась действительно неоднозначная, жаль, что раскрыть ее в должной мере не вышло, но это лишь повод для того, чтобы в скором времени вернуться к теме и снять, например, сериал уровня «Троцкого» о долгой, наполненной удивительными событиями жизни балерины Императорского театра.
Билли Джин Кинг
А вот и еще один реальный персонаж в нашей сегодняшней подборке – Билли Джин Кинг, теннисистка, рекордсменка по числу побед на Уимблдоне. В 2017-м вышло сразу два фильма о теннисе, и оба оказались посильнее многих драм – страсти-то на корте и вокруг него разгораются нешуточные, – и особенно интересно было понаблюдать за тем, как сталкиваются не только два игрока, но и два человека в фильме «Битва полов». Роль Кинг досталась Эмме Стоун, и это оказалось удачным решением – в ее исполнении одной из основательниц современного женского тенниса стали присущи не только спортивное упорство и ум, но и определенное очарование, которого спортсменки часто бывают лишены. Ну, а о последствиях победы Кинг над Бобби Риггсом и говорить нечего – такое дорогого стоит.
Миа Долан
Пусть две героини Эммы Стоун будут рядом, ведь любоваться этой актрисой можно бесконечно. Собственно, о «Ла-Ла Ленде» мы говорили и писали столько, что повторяться нет никакого смысла. Фильм-мечта, фильм-песня, фильм-вдохновение – и герои в нем соответствующие. Если Себ, отмеченный нами в списке лучших киногероев, в какой-то момент олицетворяет прагматизм, то Миа – это от начала и до конца один большой полет, парение над действительностью, преодоление реальности и быта. Можно не принимать ее легкомысленность и пробелы в знаниях, можно попрекать за неготовность жить не только для себя, но и для любимого человека, но не улыбнуться при ее виде невозможно.
Майор
Публика и фанаты оригинальных аниме и манга не слишком радушно приняли игровую голливудскую экранизацию «Призрака в доспехах», и отдельные претензии вполне объективны – перелицовка сценария, сомнительный слащавый финал, упрощенная философия на пользу картине не пошли. А вот о том, стоило ли на главную роль приглашать не азиатскую актрису, а Скарлетт Йоханссон, можно поспорить – в исполнении звезды «Мстителей» майор Мира Киллиан только выиграла. Обновленный и «расово верный» робот впечатляет своей грацией и завораживает отточенностью движений, даже зная, что киборг несет смерть, отвести глаз от нее совершенно невозможно. Ну и о финальном обретении «души» забывать не стоит – не «Бегущий по лезвию 2049», конечно, но тоже красиво.
Жюстин
Каждый год в прокате находятся такие фильмы, которые для массового зрителя проходят незамеченными, но со временем становятся если не культовыми, то знаковыми и определяющими для жанра. В 2017-м одной из таких картин стала «Перестрелка» Бена Уитли, минималистическая черная комедия, густо замешанная на крови и порохе. Война и террор – дело мужское, но и здесь без женщины не обойтись, а потому на секретной сделке по продаже оружия присутствует Жюстин, подруга одного из клиентов в исполнении Бри Ларсон. Воздух на складе пропитан напряжением, у каждого из присутствующих в руке по пистолету, рядом ящики с автоматами – достаточно небольшой искры, чтобы накопленный стресс вспыхнул, и повод находится. Угадайте, кто доживет до финала? Конечно, Жюстин, женщина, умеющая за себя постоять.
Три
В жанре хоррора редко появляются картины, которые производят благоприятное впечатление на широкую аудиторию, обычно ленты этого направления все-таки являются продуктом нишевым. В 2017-м можно отметить три фильма ужасов, на которые пошли даже те, кто не любит вида крови и пугается громких звуков в темноте: это «Прочь», «Оно» и «Счастливого дня смерти». Последний обезоружил зрителей удачным сочетанием зацикленности «Дня сурка», юмора «Крика» и обаянием главной героини, сыгранной Джессикой Рот. Ее Три попадает в непростую ситуацию – каждый вечер ее убивает неизвестный маньяк, а наутро день смерти начинается заново. Что можно успеть сделать до неминуемой гибели? Пройти голой по улице? Порвать с парнем? Показать зазнавшимся подружкам их место? А может, стоит попробовать определить убийцу и разорвать порочный круг?
Белль
Да, признаем, даже женский топ делает у нас крен в сторону экшена и боевиков, но тут ничего не поделаешь – такое время, барышни больше не желают быть домохозяйками, им подавай оружие и суперспособности. Но тройку лидеров откроет-таки настоящая Диснеевская Принцесса из фильма «Красавица и чудовище» в исполнении Эммы Уотсон. Если критики в отношении переноса в игровое кино знаменитого диснеевского мультика не были единодушны, то зритель своим кошельком проголосовал весьма однозначно, и вовсе не из-за впечатляющих спецэффектов и красиво сделанного монстра. Большинство зрителей с радостью приняли новую живую Белль, кроткую, но сильную, испуганную, но очаровательную. И если уж в каком-то из фильмов в этом году всех победила любовь, то это именно здесь.
Диана Принс
Главная супергероиня года Чудо-женщина вполне заслуживала и первого места, ведь на своих хрупких плечах Диана Принс вытащила не только Первую мировую войну в сольном фильме, но и битву со Степным волком в «Лиге справедливости». К сожалению, по всем остальным параметрам в кино DC пока уступает Marvel, но женский персонаж им явно удался – Чудо-женщина очаровала зрителей по всему миру, заставила многих поверить в возможность существования женского блокбастера и закрепила за Галь Гадот звездный статус. Если вы продолжаете считать, что супергерои – плоские персонажи, не способные на чувства или сомнения, то фильм Пэтти Дженкинс должен вас убедить в обратном, кинематографическая Диана – едва ли не наиболее живой человек в кино в уходящем году.
Лоррейн Бротон
Выбор победительницы нашего итогового топа киногероинь наверняка многим покажется предвзятым или даже купленным, и в свое оправдание мы можем сказать только одно: Шарлиз Терон во «Взрывной блондинке» действительно атомная. Впрочем, красоту, силу и харизму актрисы мы знали давно, а вот с ее новой героиней многие познакомились впервые, Лоррейн Бротон, агент английской разведки, вскружила головы не только своим противникам в кадре, но и зрителям в кинозалах. Смертоносная. Сексуальная. Умная. Прозорливая. Преданная. Ответственная. Отважная. Влюбленная. Разъяренная. Блондинке, крушащей Берлин времен окончания холодной войны, можно подобрать добрую сотню эпитетов, но их будет недостаточно, чтобы охватить все ее качества. У Джеймса Бонда появился конкурент, Джейсон Борн – глубокий старик на ее фоне, агентство «Кингсман» уступает ей в элегантности. Вот это женщина!