«Чужой» получил больше 100 миллионов долларов кассовых сборов, что в 10 раз превышает его бюджет. После этого пришла уже очередь «Чужого» вдохновлять и «одалживать» свой сюжет другим фильмам
Что такое рип-офф? Копирование чужого фильма, граничащее с плагиатом, когда можно упрекнуть в краже идей, сюжетных ходов и атрибутов фильма, но все улики будут лишь косвенными. Таким рип-оффом считается «Заражение», снятое совместными усилиями Италии и ФРГ для проката в Европе и США. Режиссер Луиджи Коцци убежден, что снял собственную историю, но, во-первых, критики придерживаются иного мнения. Во-вторых, он изначально ориентировался на «Чужого». Продюсер хотел, чтобы Коцци снял нечто похожее на фильм Ридли Скотта. Но постановщику дали куда меньше денег, поэтому он перенес место действия на Землю, а зловещего монстра сделал малоподвижным циклопом. В итоге получилась история о бывшем астронавте и детективе полиции, которые помогают правительству выяснить, откуда на планете взялись инопланетные споры, наполненные смертоносной кислотой. Эти самые споры очень сильно напоминают яйца из «Чужого», в которых вырастают фейсхаггеры.
Отдельно нужно сказать про то, что Коцци сделал свой фильм жестоким. «Заражение» даже попало в Великобритании под закон, ограничивающий дистрибуцию чрезмерно кровавых картин. У Коцци в кадре взрывались люди и однажды сдетонировала крыса. Причем взрывы были почти настоящими – на человека перед камерой надевали специальный костюм, снабженный механизмом, который разбрызгивал красную жижу в разные стороны.
Внимание, перед вами фильм, без которого «Чужой», возможно, никогда бы не стал той франшизой, какой мы его знаем. Это лента категории «B» от продюсера Роджера Кормана. На экране творится абсолютная ахинея. Астронавты ведут себя еще глупее, чем в «Прометее» или «Завете», но все это детали – ведь «Галактика ужаса» и Роджер Корман подарили миру Джеймса Кэмерона. Живая легенда кинематографа значится в титрах как создатель декораций и художник-постановщик. Это одна из первых его работ, до этого он лишь проектировал космические корабли для все того же Кормана.
Сюжет фильма рассказывает о спасательной миссии. Корабль с вооруженными астронавтами летит на планету Моргантус, чтобы отыскать своих потерявшихся коллег. Космическое судно обнаруживается, а недалеко от него – пирамида, построенная явно не людьми. На членов экспедиции впоследствии нападают страшные монстры, и все заканчивается плачевно.
В одном из эпизодов герои натыкаются на оторванную руку, в которой копошатся опарыши. На самом деле мерзкие червячки отказывались шевелиться, и тогда 28-летний Кэмерон положил их на железную пластину, к которой подключил провода. Электрический ток заставил опарышей ерзать. Так он произвел впечатление на продюсера Роджера Кормана, тот рассказал о способном парне друзьям по продюсерскому цеху, и вскоре в карьере Кэмерона появились «Терминатор» и «Чужие». К слову, многое из «Галактики ужаса» перекочевало в сиквел фильма Ридли Скотта: планета, населенная монстрами, некоторые детали сюжета и два специалиста по спецэффектам – братья Роберт и Дэннис Скотак.
Все тот же король B-movie Роджер Корман, вновь желание сыграть на успехе «Чужого» 3-летней давности и декорации Джеймса Кэмерона, который от Кормана уже ушел. На этот раз на далекую планету, где располагается лаборатория, прибывает федеральный маршал. Он выясняет, что ученые проводят генетические эксперименты. Один из опытов идет не по плану, и монстр начинает охоту на членов научной группы. Хотя частенько режиссер фильма об этой охоте забывает и переключается на двух героинь, разгуливающих по кораблю топлесс. Часть сцен отсняли на декорациях, которые Кэмерон делал для «Галактики ужаса».
Да, «Нечто» – это ремейк фильма 1951 года. Да, Джон Карпентер экранизировал новеллу Джона Кэмпбелла, написанную в 1938-м. Но если бы не «Чужой», не видать нам классической ленты. «Нечто» причисляют к золотому фонду кино, ставят в один ряд с «Бегущим по лезвию», ежегодно смотрят в Антарктике (это традиция британских экспедиций). Даже сам Карпентер говорит, что это его любимый фильм за всю карьеру. При этом «Нечто» появился на свет только благодаря приключениям Рипли на корабле «Ностромо». Продюсеры хотели нажиться на формуле «злой инопланетянин против беспомощного человека». Один из рекламных слоганов фильма даже не чурался слова alien (The ultimate in Alien Terror). Увы, все старания оказались тщетными. Как и уже упомянутый «Бегущий по лезвию», фильм Карпентера провалился, собрав всего 19 миллионов долларов в США при бюджете в 15. Продюсеры в качестве отговорки сказали, что во всем виноват «Инопланетянин» Стивена Спилберга. Фильм вышел в тот же месяц, что и «Нечто», развеяв образ смертоносного пришельца.
Еще один культовый фильм в подборке, появившийся на свет благодаря «Чужому». Сценарий «Хищника» принесли на студию со словами: «Это “Чужой” в джунглях». Увидев потенциал, продюсеры собрали звездный актерский состав: Арнольд Шварценеггер, Карл Уэзерс, режиссер Джон МакТирнан и Жан-Клод Ван Дамм. Человек с лучшим в мире шпагатом играл хищника… правда, длилось это всего пару дней, затем он покинул проект. Существует две версии его ухода. Первая – неподходящие физические данные, то есть всего 176 сантиметров роста. Вторая – Ван Дамм не захотел быть ходячим спецэффектом. Он обиделся и «хлопнул дверью», на его место взяли огромного Кевина Питера Холла (220 сантиметров). Холл с радостью прыгал по ветвям, бился с Железным Арни и шевелил мандибулами. Ставшие характерной чертой хищника мандибулы (это отростки на передней челюсти) придумал Кэмерон. Как-то раз он летел на одном самолете с художником, рисовавшим монстра. Кэмерон сказал, что всегда хотел увидеть монстра с мандибулами. Захотел – увидел, разве что не у себя в фильме.
Клаустрофобные помещения, мутации человека и агрессивный монстр. За эти элементы сюжета «Левиафан» прозвали рип-оффом «Чужого». Само собой, создатели отрицали всяческие сходства, но зрители и критики были единодушны. Несмотря на то что действо перенесли из космоса под землю, параллели очевидны. Роль фейсхаггера выполнила водка «Столичная». Именно русский алкоголь оказался рассадником вируса. Шахтеры в последний день своей экспедиции наткнулись на подводный желоб, ведущий к советскому кораблю «Левиафан». Там они отыскали сейф с вещами моряков, странной кассетой и водкой. Последнюю умыкнул себе один из шахтеров. Выпить он ее решил в одиночку, а потом, как и подобает алкоголику-одиночке, устроил дебош, став настоящим монстром.
От водки «Столичная» переходим к «Живому». Вышедший в этом году противоречивый сай-фай Дэниэла Эспиносы похож как на «Чужого», так и на его прародителя «Оно! Ужас из космоса». Миссия на Марс, организм с Красной планеты, замкнутое пространство и ужасный монстр на борту МКС. Продюсеры сразу говорили, что «Живое» навеяно «Чужим». Однако в скором времени режиссер переобулся. По его словам, «Живое» – более нуарная работа. Кроме того, «Чужого» снимали в постатомную эру, поэтому он обрел свое место в жанре антиутопии и неопанка. «Живое» – более реалистичная картина, рассказывающая о том, что может произойти уже завтра, а не через сто лет.