Развивая тему ошибочно присужденных «Оскаров», мы изучаем награждения в номинациях «лучший ведущий актер» и «лучший актер второго плана»
Эдриен Броуди приложил невероятные усилия, чтобы войти в образ музыканта-еврея, чудом выжившего во время холокоста, и он заслуживает всяческого уважения за его игру в «Пианисте» Романа Полански – одной из лучших картин о второй величайшей трагедии Второй мировой войны (после гибели десятков миллионов жителей СССР). Но давайте посмотрим правде в глаза. Дэниел Дэй-Льюис был объективно сильнее в «Бандах Нью-Йорка». Некоторые критики также находят, что Броуди переиграли Джек Николсон в «О Шмидте» и Николас Кейдж в «Адаптации». Мы готовы с этим не согласиться. Но вот насчет Дэй-Льюиса у нас нет никаких сомнений. Простите, Эдриен, но ваши закадровые мучения не сделали вас великим актером.
Австралийский актер был хорош в музыкальном байопике «Блеск», но он был номинирован в неправильной категории. Большую часть экранного времени главного героя фильма изображал Ной Тейлор, и потому Раша нужно было номинировать в категории «лучший актер второго плана». Когда же вносишь поправку на то, сколько в картине сцен с его участием, то Раш проигрывает как Вуди Харрельсону в «Народе против Ларри Флинта», так и Билли Бобу Торнтону в «Отточенном лезвии». Причем последний, пожалуй, обошел бы Раша, даже если бы у того была полноразмерная главная роль. И, кстати, позор, что у Торнтона до сих пор есть лишь «Оскар» за сценарий (за «Отточенное лезвие»). Он явно заслуживает большего.
«Запах женщины» по духу очень «русское» кино (где еще в мире так сильно ненавидят стукачей, как в России?), и мы обожаем смачное переигрывание Пачино в роли слепого отставного офицера, который показывает зрителям и главному герою, что значит быть настоящим мужиком. Но «Оскары» Пачино надо было давать вовремя, за его более сильные роли в поистине выдающихся лентах. В 1993-м же статуэтку должен был унести домой Роберт Дауни-младший за заглавную роль в «Чаплине». Или Дензел Вашингтон за заглавную роль в «Малкольме Икс». Или даже Клинт Иствуд за «Непрощенного» – не лучшая игра в карьере мэтра вестернов, но все же более сильная и убедительная роль, чем Фрэнк Слейд в исполнении Пачино.
Шон Пенн получил «Оскар» не только потому, что изобразил легендарного гей-активиста, сумевшего подружить свою субкультуру с мейнстримной политикой. Харви Милк – интересный человек и интересный персонаж, и Пенну было что играть и было где блистать (в хорошем, а не в гей-парадном смысле этого слова). Но лучшим актером в 2008 году был Микки Рурк в «Рестлере». По крайней мере, из исполнителей главных ролей, потому что Хит Леджер в «Темном Рыцаре» был еще лучше. И его роль, кстати, была достаточно существенной, чтобы быть номинированной в одной категории с Пенном и Рурком. Хорош в тот год был и Брэд Питт в «Загадочной истории Бенджамина Баттона», но мы бы его, как и киноакадемики, выше Пенна не поставили.
Как же повезло Шону Пенну, что мы не раздаем «Оскары»… Была бы наша воля, он бы довольствовался одними номинациями. Но не потому, что он плохой актер, и не потому, что он играет неинтересные роли. Просто, при всем его таланте и при всем его вкусе в выборе персонажей, всякий раз находятся звезды, которые его обходят. Обошли его и в 2003 году, когда Пенн сыграл в драме «Таинственная река». Из пяти претендентов на статуэтку это сделали двое – Бен Кингсли в «Доме из песка и тумана» и Билл Мюррей в «Трудностях перевода». Откровенно говоря, нам в тот год очень хотелось вручить «Оскар» Джонни Деппу за первую серию «Пиратов Карибского моря». Но, следуя академической традиции держаться подальше от суперблокбастеров, мы бы вручили награду Мюррею.
Если вы хоть раз в жизни видели «Кабаре», вы никогда не забудете Лайзу Минелли и ее партнера по выступлениям на сцене Джоэла Грея. Грей был превосходен в своих номерах, и, пожалуй, он заслуживал «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Если бы в 1972 году не вышел «Крестный отец». В своей номинации Грей состязался сразу с тремя «крестниками», из которых самым очевидным претендентом на «Оскар» был Аль Пачино, сыгравший Майкла Корлеоне. Учитывая, как важна была его роль для фильма и для истории кинематографа, Аль Пачино должен был получить «Оскар» – вместе со своим экранным отцом Марлоном Брандо, который получил «Оскар» за ведущую мужскую роль.
«Телесеть» не слишком известна в России, и было бы здорово это исправить. Черная комедия Сидни Люмета о свихнувшемся телеведущем и о циничном телевизионном закулисье для нас сейчас почти столь же актуальна, как для американцев. Но при всем уважении к Питеру Финчу, исполнившему главную роль, он все же не переиграл Роберта Де Ниро в «Таксисте». Трэвис Бикл, напомним, тоже не в себе, но его ненормальность проявляется куда тоньше, чем «двинутость» Говарда Била, и играть ее было намного сложнее. Сильвестр Сталлоне в «Рокки» также по праву претендовал на «Оскар», но отдать статуэтку надо было Де Ниро.
«Джулия», «Джулия», «Джулия»… Что за «Джулия»? Один из тех фильмов, которые собирают охапку наград и мгновенно вылетают из зрительской памяти. «Джулия» была номинирована аж на одиннадцать «Оскаров», и рассказывала она о двух еврейках, пытавшихся бороться с нацизмом в довоенной Германии. Картина была основана на якобы реальных событиях (даже режиссер Фред Циннеманн позднее признал, что Лилиан Хеллман откровенно врала в своих мемуарах), и Джейсон Робардс сыграл в ней автора детективов Дэшила Хеммета. Приличная, но вскоре забытая роль второго плана. Кто же должен был получить статуэтку? Ну конечно же, блистательный Алек Гиннесс – Оби-Ван Кеноби из «Звездных войн».
Трагикомический роуд-муви о пожилом вдовце, который после выселения из квартиры вынужденно пересекает Америку вместе со своим котом, «Гарри и Тонто» был одним из первых появлений на большом экране выдающегося радийного и телевизионного комика Арта Карни. Киноакадемики воспользовались этим, чтобы вручить классику «Оскар», и ради Карни они проигнорировали три потрясающие роли, одна сильнее другой: Дастин Хоффман в «Ленни», Джек Николсон в «Чайнатауне» и Аль Пачино в «Крестном отце 2». Может, это было эдакое соломоново решение: «Мы не можем выбрать между тремя великими ролями, так что отдадим статуэтку кому-нибудь еще, чтобы всем троим гениям было обидно»? Мы бы все же предпочли обидеть двух из трех, и «Оскар» получил бы Аль Пачино.
«Будучи там» Хэла Эшби – великолепная черная комедия о слабоумном садовнике, который становится «оракулом» американской политики, поскольку никто в Вашингтоне не может отличить простака от мудреца. Такое кино нужно в первую очередь отмечать за сценарий, и британцы попали в точку, когда наградили «Будучи там» сценарной премией BAFTA. Голливудцы, однако, предпочли номинировать двух основных актеров и вручить «Оскар» за лучшую роль второго плана Мелвину Дугласу за роль пожилого магната, который становится покровителем главного героя. А ведь совершенно ясно было, что награды должен был удостоиться Роберт Дюволл за подполковника Килгора из «Апокалипсиса сегодня». Образцовая роль второго плана – максимум напора при минимуме экранного времени!
Получив «Оскар» за роль второго плана в семейной драме «Обыкновенные люди», 20-летний Тимоти Хаттон стал самым молодым обладателем этой статуэтки. Впечатляющее достижение для актера, в дальнейшем преимущественно работавшего (и до сих пор работающего) на телевидении. Однако Хаттон забрал домой чужую награду. «Бешеный бык» Мартина Скорсезе был более сильной лентой, чем «Обыкновенные люди», и Джо Пеши должен был получить такой же «Оскар», какой достался его экранному партнеру Роберту Де Ниро. Только, понятно, в чуть менее престижной номинации. Да, рекорда в этом случае не получилось бы, но справедливость важнее рекордов.
Все мы понимаем, почему киноакадемики время от времени цепляются за эфемерную возможность вручить «Оскар» представителю чернокожего меньшинства. Когда «белое чувство вины» не дает спать по ночам, еще не так раскорячишься. Но надо себя заставить – и награждать тех, кто этого в самом деле достоин. А иначе получается, как в 1997 году, когда Кьюба Гудинг-младший, сам того не желая, унес домой «Оскар» за лучшую роль второго плана, который должен достаться Уильяму Х. Мейси за «Фарго». Или Эдварду Нортону за «Первобытный страх». Наш выбор – Мейси, но мы бы не обиделись из-за награждения Нортона. А вот Гудинг должен был радоваться попаданию в номинацию (откровенно говоря, тоже не слишком заслуженному).
Джонатан Демми снял один из лучших голливудских триллеров «Молчание ягнят», а затем использовал свою славу, чтобы поставить патетическую судебную драму о юристе, который был уволен, потому что, будучи геем, заразился СПИДом. Это было важное и проникновенное кино для Америки 1994 года, но игра Тома Хэнкса была монотонной и явно не сравнимой с игрой его соперников по номинации – Дэниела Дэй-Льюиса из «Во имя отца», Энтони Хопкинса из «На исходе дня» и Лиама Нисона из «Списка Шиндлера». Мы бы на месте киноакадемиков наградили Хопкинса или Дэй-Льюиса, и скорее второго, чем первого. Но и Нисон был бы неплохим выбором.
Как и «Филадельфия», судебно-семейная драма «Крамер против Крамера» – кино политически важное и берущее за душу, но не заслуживающее вороха наград. Дастин Хоффман во время вручения его награды признал, что не переиграл своих конкурентов по номинации, и он был совершенно прав. Хоффман был блистателен во многих других ролях, но в 1980 году награда должна была достаться Рою Шайдеру за «Весь этот джаз». Американские критики часто «отдают» актерский «Оскар»-1980 Питеру Селлерсу за «Будучи там», но его игра кажется нам слишком примитивной для такой награды (хотя и идеально подходящей для картины). Селлерса надо было награждать за «Доктора Стрейнджлава», но это уже другая история…
Комедия о холокосте. О боже… Комедия о холокосте. Вдумайтесь в эти слова. Да, отец Роберто Бениньи провел три года в нацистском концлагере, но это не дало его сыну право снимать комедию о холокосте. И, между прочим, Бениньи-старший вроде бы не был евреем. Но мы сейчас не об этом. Мы о том, что игра Бениньи в «Жизнь прекрасна» – чистая клоунада, за которую нельзя было давать «Оскар». Даже если бы с Бениньи не соревновались Том Хэнкс («Спасти рядового Райана»), Иен МакКеллен («Боги и монстры») и Эдвард Нортон («Американская история Икс»). Конечно, было бы немного странно, если бы в споре актера, сыгравшего жертву холокоста, и актера, изобразившего неонациста, победил последний. Но кино не политика, и в нем должен побеждать лучший, а не «правильный». А Нортон был безусловно лучшим.