Продолжая тему ошибочно присужденных «Оскаров», мы изучаем награждения в номинациях «лучшая ведущая актриса» и «лучшая актриса второго плана»
Мерил Стрип – одна из тех актрис, кому можно присуждать «Оскар» уже за то, что они встали с постели, позавтракали и поехали на работу. Но именно поэтому от звезд такого масштаба ждешь большего, чем загримированной компетентности в сухом и безжизненном байопике о Маргарет Тэтчер, на который в Америке никто не обратил бы внимания, если бы не наградная шумиха. Пожалуй, 2012-й был годом, когда киноакадемикам стоило проявить политкорректность и наградить Виолу Дэвис – лучшую актрису «Прислуги». Если же в тот год Академии хотелось отметить белую актрису за байопик, то Мишель Уильямс была великолепна в «7 днях и ночах с Мэрилин». Да, это столь же несущественное кино, как и «Железная леди», но Уильямс в роли Монро была более живой и интригующей, чем Стрип в роли Тэтчер.
Нам уже доводилось писать о перехваленности и «перенагражденности» фильма Брюса Бересфорда, и теперь мы можем лишь повторить ранее сказанное. Да, это очаровательная, приятная картина. Но именно поэтому на ее съемках никто не перетрудился – ни ее закадровые авторы, ни Фримен и Тэнди в главных ролях. И, кстати, это не тот случай, когда Тэнди можно и нужно было наградить «по совокупности заслуг». Пожилая актриса была ветераном искусства, но не столько кинематографического, сколько театрального. Поэтому Тэнди заслуживала лишь номинации. Награждать же стоило Мишель Пфайффер за, возможно, лучшую роль в ее карьере в музыкальной трагикомедии «Знаменитые братья Бейкеры». Ведь американские критики в тот год измучились, придумывая все новые и новые попытки выразить восхищение ее игрой и ее пением.
На постере «Лучше не бывает» Джек Николсон изображен с маленьким песиком, а не с Хелен Хант, и это довольно точно описывает положение дел в романтической комедии Джеймса Брукса. «Лучше не бывает» – фильм прежде всего о персонаже Николсона, о его душевной и эмоциональной эволюции. Хант же, в сущности, играет камертон, по которому Мелвин постепенно настраивается. Это нужная для картины и не столь уж простая роль, но даже в идеальном исполнении это не работа «оскарного» калибра. К игре Хант же можно предъявить претензии, даже если просто посмотреть трейлер (хотя улыбка у нее, конечно, мегаваттная). Другое дело, что конкурс в 1997 году был не самым сильным для этой категории. Но киноакадемики вполне могли наградить Хелену Бонэм Картер за «Крылья голубки» или Кейт Уинслет за «Титаник».
Эрин Брокович – роль сложнее, чем кажется на первый и даже на второй взгляд. Как справедливо заметил один американский критик, Робертс одновременно показала себя в фильме Стивена Содерберга как драматическая, комическая и романтическая актриса, и такие сложные женские образы дорого стоят (особенно в мейнстримном американском кино). И все же «Оскар», который получила Робертс, был чужим. По той простой причине, что вместе с ней была номинирована Эллен Берстин за «Реквием по мечте». Те же критики, которые признавались в любви к Эрин, зачастую подчеркивали, что «Оскар» должна была получить Берстин за более сложную и эффектную роль в более художественно сильном полотне.
«”Поллок” – фильм Эда Харриса», – написал об этой ленте знаменитый критик Роджер Эберт, и он был совершенно прав. Не только потому, что актер лично поставил картину, приложил массу усилий, чтобы вжиться в главную роль, и чуть не умер на съемочной площадке от напряжения и переутомления. Марша Гэй Харден, сыгравшая многострадальную жену великого американского абстракциониста, была лишь бесплатным приложением к игре Харриса. Совсем другое дело – Кейт Хадсон в «Почти знаменит» Кэмерона Кроу. Ее юная героиня – эмоциональный фокус картины. Если хотите, муза главного героя, начинающего журналиста и рок-фаната. И Хадсон смогла сыграть одновременно «девушку-видение» и реальную девочку-подростка, прячущуюся под маской самоуверенной рок-«группи». На «Оскар» за лучшую ведущую женскую роль она не наиграла, но в категории «лучшая актриса второго плана», где она была номинирована, Хадсон должна была победить.
Когда Хилари Суонк в 2000 году обошла в «оскарной» гонке Аннетт Бенинг, Джулианну Мур и Мерил Стрип, мы были не в претензии. Брэндон Тина был сложным, необычным персонажем, и Суонк родилась, чтобы сыграть такого героя. Однако ее второй «Оскар» за «Малышку на миллион» был явно незаслужен. Поскольку и роль была драматически проще (освоение бокса – не «оскарная» заслуга), и картина держалась не на игре актрисы, а на трагичном сюжете и размышлениях о недосягаемости американской мечты. Кроме того, Суонк в 2005 году вновь обошла Аннетт Бенинг, и это уже казалось пощечиной бедной актрисе, великолепной в мелодраме Иштвана Сабо «Театр» (или «Быть Джулией» – смотря каким переводом пользоваться). Кстати, у Бенинг и сейчас нет «Оскара», только четыре номинации.
Холли Берри – первая и до сих пор единственная чернокожая женщина, получившая «Оскар» за лучшую ведущую роль, и можно понять киноакадемиков, закрывших глаза на недостатки игры Берри (некоторые из них можно оценить, только если смотреть фильм в оригинале и разбираться в нюансах американских акцентов) и в начале нового тысячелетия исправивших «вековую несправедливость». Но если забыть о цвете кожи Берри, то совершенно очевидно, что «Оскар» должна была получить более талантливая исполнительница. Кто именно? Хороший вопрос. Вероятно, Сисси Спейсек за криминальную драму «В спальне». Если же принимать во внимание не только номинированные и не только американские ленты, то статуэтка должна была достаться Изабель Юппер за «Пианистку» Михаэля Ханеке.
Можно спорить о том, насколько убедительно Николь Кидман изобразила в «Часах» писательницу Вирджинию Вульф, но невозможно отрицать, что актриса в фильме смотрится смехотворно. Едва ли не все критики того времени, подробно писавшие о картине, отмечали, что гримеры промахнулись с бутафорским носом и что Кидман в «Часах» походила на Пиноккио. Это можно было бы простить приключенческой или комедийной ленте, но никак не тяжелой драме о нервном срыве и самоубийстве. Кто же должен был получить статуэтку? Джулианна Мур из тонкой исторической драмы «Вдали от рая», снятой как подражание голливудским мелодрамам 1950-х.
Семикратная номинантка «Оскара», театральная и экранная звезда Джеральдин Пейдж взяла киноакадемиков измором. Ее восьмая номинация, за роль в экранизации исторической пьесы о женщине, которая на склоне лет пытается вернуться в родной городок, обернулась-таки статуэткой, и Пейдж год спустя смогла спокойно умереть. Но при всем уважении к ее сединам и ее многократным попыткам добиться высшей голливудской награды, статуэтку в 1986 году стоило вручить Вупи Голдберг за ее дебют у Стивена Спилберга в исторической драме «Цветы лиловые полей». Тогда не пришлось бы годы спустя отдавать «Оскар» Берри. Голдберг в редкой для нее драматической роли была куда более достойна награды и права стать первой чернокожей актрисой с «Оскаром» за лучшую главную роль. Позднее она получила «Оскар» второго плана за «Привидение», но это уже было не то.
Логика присуждения наград в категории «лучшая актриса второго плана» отличается от логики присуждения наград в категории «лучшая ведущая актриса». Здесь важно не только то, насколько удачно сыграна роль и насколько интересная и сложная героиня получилась, но и то, насколько эта героиня важна для картины в целом и в какой степени она поддерживает ведущих актеров. В «Бойце» Лео сыграла мать двух основных персонажей, и хотя это более значимая героиня, чем обычно бывают значимы матери в спортивно-криминальных драмах, будь на месте Лео менее талантливая актриса, фильм бы не развалился. Другое дело – матриарх в австралийской криминальной драме «По волчьим законам». Без Джеки Уивер в образе «крестной матери» картина бы не удалась, и австралийка в фильме едва ли не важнее, чем исполнители больших по размеру ролей. Так что «Оскар» должен был принадлежать ей.
Рене Зельвегер в роли суровой селянки времен американской Гражданской войны. Бриджет Джонс в глубинке Северной Каролины (собственно, вся Северная Каролина – это одна большая глубинка). Вам уже смешно? Может, и не очень, но многие в Америке умирали от смеху, когда видели и особенно слышали Зельвегер в этой роли. Ее акцент совершенно неубедителен, а героиня ее хоть и колоритная, но неправдоподобная. Вместо того чтобы отмечать попытку техасской норвежки изобразить женщину из Каролины, академики должны были отдать «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана Шоре Агадашлу из драмы «Дом из песка и тумана». Беженка из Ирана сыграла беженку из Ирана, и смотрелась она при этом не только убедительно, но и пронзительно, наравне с ее партнером Беном Кингсли.
Поп-звезда Шер, лауреатка «Оскара». Какие два слова тут лишние? Нет, она отнюдь не чудовищна в романтической комедии Нормана Джюисона – картина могла быть намного, намного хуже. Но киноакадемики явно погорячились, когда сочли ее игру достойной «Оскара». Ведь они могли и должны были наградить Гленн Клоуз за «Роковое влечение». Потрясающая игра в превосходной ленте, породившей новое направление психологических триллеров. Кроме всего прочего, «Влечение» еще было и большим коммерческим хитом, чем «Власть луны». Если же академикам очень хотелось отметить игру в романтической комедии, то надо было награждать Холли Хантер за «Телевизионные новости».
Что во «Влюбленном Шекспире» было достойно «Оскара»? Разве что костюмы и декорации. Пустячное кино с пустячными актерскими работами и сценарием-коллажем. Да, Гвинет Пэлтроу сияла с экрана своей нежной аристократичной улыбкой, но за это статуэтки давать нельзя. И не секрет, что «Влюбленный Шекспир» собрал «оскарную жатву» не потому, что заслужил награды, а потому, что Харви Вайнштейн организовал «оскарную» кампанию эпического размаха и настойчивости. Кто на самом деле должен был победить? Очевидно, Кейт Бланшетт, звезда «Елизаветы». Это, кстати, тоже было историческое и романтическое кино, но совсем другого драматического калибра.
Киноакадемики любят поддерживать то «ваших», то «наших». «Невидимая сторона» для них – это как раз «ваше» кино, история о белой христианской семье, усыновившей юного чернокожего спортсмена. Обычно подобные ленты известны лишь среди ортодоксальных американских христиан, и Буллок трижды отказывалась от роли, потому что не хотела играть пламенную христианку и даже ассоциироваться с этой средой. Но потом она все-таки согласилась сняться… И получила совершенно незаслуженный «Оскар» за роль, которую могла сыграть во сне. Мы, правда, не думаем, как многие американцы, что в 2010 году статуэтку должна была получить Габори Сидибе за «Сокровище». Но Хелен Миррен из «Последнего воскресения» и Мерил Стрип из «Джули и Джулии» явно были более сильными номинантками, чем Буллок.
Когда Мариса Томей получила «Оскар» за роль второго плана в судебной комедии «Мой кузен Винни», по Голливуду прошел слух, что вручавший награду актер Джек Пэленс спьяну перепутал имя победительницы, а Киноакадемия побоялась позора и не стала исправлять его ошибку. Это был всего лишь слух, но распространился он, потому что невозможно было поверить, что академики обмишурились и вручили награду за откровенную клоунаду Томей в образе «типичной бруклинской итальянки». Обычно распространители слуха говорили, что в конверте было имя Ванессы Редгрейв из «Говардс Энд», и, пожалуй, она в самом деле была наиболее достойна статуэтки. Но награду можно было вручить и Миранде Ричардсон из «Ущерба», и Джуди Дэвис из «Мужей и жен». Да и много еще кому, кто в тот год сыграл лучше, чем Томей.