Компьютеры – как только они появились, мы начали их бояться. Оправданны ли эти страхи?
Компьютер изнасиловал Лару из «Доктора Живаго»?! Не забудем, не простим! В это трудно поверить, но на излете звездного периода своей карьеры оскароносная британская актриса Джули Кристи из «Доктора Живаго» и «451 по Фаренгейту» снялась в хорроре «Дьявольское семя», где она изображала жену изобретателя-компьютерщика, чье разумное творение выбрало женщину для рождения гибрида человека и робота. Существенным хитом картина, снятая по роману Дина Кунца, не стала, но кошмарную омерзительность замысла ее злодея трудно переоценить. Будь ты проклят, Протей IV, и все твои кремниевые и органические микросхемы!
Жизненно важный совет: если вы живете в Америке, не учите свой разумный суперкомпьютер Декларации Независимости. А не то он возомнит себя «народом» и попытается свергнуть не устраивающее его правительство. По крайней мере, именно так развиваются события в триллере «На крючке», где суперкомпьютер Министерства обороны ARIIA решает, что пора отделаться от властей, не прислушивающихся к его рекомендациям по борьбе с терроризмом. Между прочим, придумал эту мрачную историю Стивен Спилберг, и он сам собирался поставить «На крючке», однако мэтр освободил режиссерское кресло для Д. Дж. Карузо, когда занялся четвертой серией «Индианы Джонса».
Киноцикл с Миллой Йовович «Обитель зла», который на настоящее время уже заработал больше, чем японская серия видеоигр Resident Evil, славится войнами с зомби и с прочими биологическими монстрами. Однако в его первой серии самым опасным противником для спецназовцев, прибывших обезвреживать место биологической катастрофы, оказываются не чудовищные мутанты, а компьютер по имени «Красная королева», который блокирует входы и выходы в подземный научный комплекс и убивает нескольких героев еще до того, как они сталкиваются с зомби. Да, «Королева» делает это не со зла, а для спасения всего остального человечества, но спецназовцам от этого не легче. Для пущей зловещности голографическая проекция компьютера выглядит как маленькая девочка. Что может быть страшнее?!
В 1973 году Майкл Йорк в роли д’Артаньяна спас честь королевы Франции. Три года спустя британскому актеру пришлось спасать уже целый подземный город, сооруженный для защиты от последствий атомной войны. Дело в том, что управляющий городом суперкомпьютер рассчитал, что может гарантировать своим подопечным беззаботную жизнь, только если будет убивать их по достижении 30 лет, чтобы они не поглощали слишком много ресурсов. Мало того, он создал специальную полицию для охоты на тех, кто не является на сожжение лазером и пытается сбежать из-под «опеки». Ну разве не мерзавец? Фильм Майкла Андерсона был награжден «Оскаром» за визуальные эффекты. В последние годы активно идут переговоры о съемках ремейка.
Культовый фантастический триллер и ранний образец использования в кино компьютерной графики, «Трон» представляет собой одну из первых картин, где основное действие развивается не в реальном, а в программном мире. Но не стоит думать, что зловещий искусственный интеллект MCP, с которым в фильме сражается «перелученный» в Сеть программист, представляет угрозу лишь для других программ. Подключившись к Интернету (в 1982 году Интернет уже был!), злодей пытается захватить власть над военными суперкомпьютерами в США и СССР. Что должно со временем обеспечить ему полную власть над миром. Или, по крайней мере, возможность безнаказанно шантажировать человечество. Несмотря на впечатляющую для своего времени и новаторскую картинку, фильм не был номинирован на «Оскар» за визуальные эффекты, потому что Киноакадемия в то время считала, что спецэффекты должны быть «реальными», а не нарисованными на компьютерах.
Придумав «Три закона роботехники», строго запрещающие разумным роботам причинять вред людям, фантаст Айзек Азимов поначалу полагал, что их внедрение поможет людям избавиться от страха перед машинами. Но вскоре он заметил, что нетрудно представить ситуации, в которых компьютер, подчиняющийся «Трем законам», все же причинит людям вред. Одну из таких ситуаций моделирует вдохновленный книгами Азимова блокбастер Алекса Пройаса, в котором суперкомпьютер VIKI придумывает Нулевой закон: «Робот может своим действием или бездействием причинить вред человеку, если он тем самым защитит от большей угрозы человечество». Популярная мысль? Еще бы. И популярное оправдание самых страшных преступников в истории мира. Особенно тех, кто занимался геноцидом.
Блокбастерный семейный мультфильм студии Pixar по самой своей природе не столь суров и жесток, как прочие ленты в нашем хит-параде, но он все же рисует весьма неприглядную картину будущего человечества – обленившиеся и ожиревшие люди летят в никуда на космическом корабле, которым управляет разумный суперкомпьютер Авто. Официально их полет должен завершиться, когда заваленная мусором Земля вновь станет пригодной для обитания. Но Авто отказывается вернуться на Землю, даже когда обнаруживается, что возрождение планеты уже началось. И очаровательный маленький робот ВАЛЛ-И чуть не погибает, сражаясь с Авто на стороне человечества. Фильм был удостоен «Оскара» в категории «лучший полнометражный мультфильм» и номинирован еще в пяти категориях, включая «лучший оригинальный сценарий».
Один из лучших фильмов в истории мирового кино, фантастическая драма Стенли Кубрика покорила критиков философским пафосом и потрясающими визуальными эффектами, на порядок более убедительными, чем эффекты в космических фильмах 1950-х и начала 1960-х. Но мы сейчас не о космосе и не об эволюции человечества, а о разумном компьютере HAL 9000, который управляет кораблем, летящим к Юпитеру с исследовательской экспедицией на борту. Из соображений секретности создатели HAL 9000 запретили ему сообщать космонавтам все подробности их будущей миссии. И когда герои начинают догадываться, что их ждет на орбите Юпитера, разъяренный компьютер убивает их одного за другим. Благодаря мастерству Кубрика в нагнетании атмосферы страха кремниевый убийца с красным «глазом» врезался зрителям в память и стал родоначальником целой плеяды компьютерных монстров.
Подобно злодеям «Бегства Логана» и «ВАЛЛ-И», компьютерные персонажи фантастического триллера братьев Вачовски (в то время еще братьев…) мнят себя спасителями и защитниками человечества. Но живущие в Глобальной сети программы не просто поработили людей, чтобы окружить их удушающей «заботой». Они погрузили человечество в виртуальный сон, чтобы люди, бродящие по нарисованной нулями и единичками Земле, даже не задумались о том, что находятся под полным контролем компьютеров. Для спасения такого мира нужен не просто герой, а Избранный. Который владеет головокружительным кунг-фу! Хотя эта картина вышла всего 15 лет назад, она уже официально признана современной американской классикой и включена в перечень лент, которые Библиотека Конгресса с особым тщанием сберегает для потомков. «Матрица» удостоилась четырех «Оскаров», включая статуэтку за визуальные эффекты.
При всей жесткости программ «Матрицы», они кажутся невинными овечками рядом с военной компьютерной сетью SkyNet из великолепного фантастического боевика Джеймса Кэмерона. Забота о людях? Какая мягкотелость! SkyNet начинает свою разумную жизнь с того, что инициирует глобальную ядерную войну. А когда атомные ракеты и бомбы заканчиваются, Сеть насылает на чудом выживших человекоподобных роботов-терминаторов, запрограммированных на безжалостное убийство. Из всех фильмов, запугивающих зрителей компьютерами, это, бесспорно, самый жуткий. А так как «Терминатор» еще и голливудская классика, то по совокупности он безусловный победитель нашего хит-парада. Даром что, когда фильм был выпущен, его отметила лишь «жанровая» Академия фантастического кино, фэнтези и хорроров, присудившая «Терминатору» три «Сатурна». Как говорится, большое видится на расстоянии!