Если в своих предыдущих рассказах мы в основном сосредотачивались на столпах индустрии, расположившихся на западном побережье Северной Америки или в лучшем случае в Старом Свете, то это вовсе не значит, что огромный Зеленый континент в южном полушарии в кинопроизводстве никогда никак не участвовал
Для ознакомления с тем, как кинопроизводство росло в Австралии, мы выбрали компанию, которая по своей влиятельности могла бы соперничать с голливудскими мейджорами, если бы не находилась буквально на другом конце света. Имя ей Village Roadshow, ее логотип сегодня вы можете встретить в самых ярких картинах всех возможных жанров, но мы предлагаем вернуться к истокам ее возникновения и посмотреть, «как это делают австралийцы».
Как часто бывает в подобных историях, восхождение Village Roadshow к бизнес-вершинам напрямую связано с ее отцом-основателем. Звали этого человека Роско Кирби, родился он в 1918 году в австралийском Мельбурне в семье владельца крохотной сети только что появившихся на Зеленом континенте синематографов. Дорога к успеху началась для юного Роса с самых низов, и это было предметом его особой гордости до самой смерти, первыми шагами в бизнесе для него стала продажа мороженого у входа в отцовские кинозалы. Со временем Кирби проявил себя не только смышленым учеником, но и инициатором нескольких рискованных шагов в растущем кинотеатральном бизнесе – сеть кинотеатров существенно выросла, а в послевоенные годы Kirby Cinemas стала едва ли не лидером отрасли. В 1954 году Рос Кирби делает рискованное вложение в постройку одного из первых в Австралии кинотеатров драйв-ин (кинотеатры под открытым небом), чрезвычайно популярного в США развлечения. Формат пришелся по душе и австралийцам, и уже через пару лет Кирби владел четырьмя десятками таких кинотеатров. Этот факт в истории компании вполне можно было бы пропустить, если бы его не посчитал ключевым сам Роско – первый драйв-ин Кирби открыл возле торгового центра «Кройдон Вилладж» (Croydon Village) в пригороде Мельбурна, и именно это имя стало основой для названия империи Роса – Village Roadshow.
Рост владений Кирби не имел преград до середины 60-х, когда, как и за океаном, зрители переключились на новую любовь – телевидение. Для многих соратников Роско по бизнесу звоночек показался слишком тревожным, и число кинозалов в Австралии в те годы сократилось весьма существенно. Однако сам Кирби панике не поддался и перераспределил силы своей компании с драйв-инов, стремительно пустеющих, на однозальные кинотеатры, а также мультиплексы, ставшие с тех пор неотъемлемой частью торговых моллов. Много лет спустя смелость Кирби оценил премьер-министр Австралии Джон Кейн, отметивший, что бизнесмен оказался в той небольшой группе людей, которые не поверили в скорую смерть кинематографа от рук ТВ и не дезертировали с поля боя между двумя ветвями развлекательной индустрии. Также Кейн описал Кирби как наиболее дальновидного предпринимателя Австралии в области кино и развлечения. Высокая похвала была сопровождена Орденом Австралии.
Как же в атмосфере тотального увлечения телевизором Village Roadshow удалось выжить? На помощь, как ни странно, пришло расширение бизнеса – имея существенный рычаг управления (огромную сеть кинотеатров), компания подмяла под себя кинопрокат, а затем решила, что и выбора среди готовых картин ей недостаточно. Пора вкладываться в производство. Первые шаги на этом поприще, впрочем, были довольно скромными – австралийское кино в 70-х и самим-то австралийцам было не особенно интересно, что уж говорить о какой-то мировой славе. Кирби застолбил название Village Roadshow Pictures, но дальше пары релизов местного значения дело не шло до самого конца 80-х. Тогда, в 1989 году, Кирби, уже покинувший к тому времени пост главы компании, настоял на поглощении испытывавшей тяжелые времена продюсерской компании Дино Де Лаурентиса – именно отсюда и можно начинать отсчет деятельности Village Roadshow как полноценного кинопроизводителя.
Получив в свое распоряжение специалистов знаменитого продюсера, Village Roadshow начала искать пути к зрителю Австралии с развития местного кино. Одним из первых фильмов обновленной компании стала мелодрама «Преступники» с участием главной «жемчужины», подаренной Австралией миру, – Кайли Миноуг. Затем в начале 90-х компания испытала себя во всех жанрах, пытаясь раздуть пламя местного кино, но особенного успеха не заработала, хотя отдельными проектами, такими как «Сила личности» со Стивеном Дорффом или «Пуля» с Микки Рурком, сверкнула и на мировом рынке. И все-таки это было недостаточно ярко для той империи, которую построил Роско Кирби. К концу века Village Roadshow превратилась в конгломерат, состоящий из кинотеатральной сети, детских парков развлечений, радиостанций, собственного кинопроката и студийных павильонов (одних из лучших, кстати, в Австралии). Для шага вперед в области кинопроизводства не хватало самой малости.
На эту малость руководство компании решилось в самом конце 90-х. Предпочтя доброй войне худой мир, Village Roadshow пошла на сотрудничество с Warner Bros., игроком на кинорынке куда более весомым. Так с 1998 года австралийцы стали постоянными партнерами Голливуда, не только вкладывая деньги в производство сугубо американских фильмов, но и предоставляя свои мощности для съемок на просторах своей страны. Первой совместной картиной стала «Практическая магия» с австралийской звездой Николь Кидман в главной роли – чем не взаимовыгодное сотрудничество? Вместе WB и Village Roadshow пережили взлеты и падения, выпавшие на их долю на рубеже веков, – вместе радовались неожиданным успехам «Матрицы» и «Трех королей», вместе делали ставку на рискованные «Одиннадцать друзей Оушена» и «Тренировочный день», вместе расхлебывали репутационные и финансовые потери от «Приключений Плуто Нэша» и «Женщины-кошки».
Однозначно сегодняшнее направление Village Roadshow назвать нельзя, студия активно принимает участие во многих совместных с WB проектах – молодое поколение развлекают боевики и фантастика вроде «Я – легенда» и «Константин: Повелитель тьмы», для поклонников глубоких «оскаровских» драм есть такие мощные вещи, как «Таинственная река» или «Гран Торино». Не чужды Village Roadshow и киноэксперименты – логотип компании красуется в титрах таких неоднозначных работ, как «Шерлок Холмс» Гая Ричи и «Великий Гэтсби» База Лурмана (австралийца, надо сказать). Но наибольшую радость вызывает то, что компания не останавливается на достигнутом – взгляните на план релизов Village Roadshow на 2014 год: «Лего. Фильм», «Любовь сквозь время», «Грань будущего», «Восхождение Юпитер» – каждый из этих фильмов может стать и наверняка станет событием в текущем году. А ведь где-то далеко в 2015 году маячат новая драма Рона Ховарда «В сердце океана» и долгожданный новый «Безумный Макс». Дальние родственники братьев Уорнер из Австралии в лице Village Roadshow не назойливы, богаты, креативны и всегда готовы договариваться. Не родственники – мечта!
Самые кассовые фильмы: «Я – легенда», «Шерлок Холмс», «Матрица».
Кассовый провал: «Приключения Плуто Нэша».