Традиционный криминальный боевик о пожилом убийце, который ради спасения сына уничтожает целую мафиозную группировку
В прошлом Джимми Конлон (Лиам Нисон) был убийцей на службе нью-йоркской ирландской мафии. Теперь он пьянчужка и забулдыга, которого мучает совесть. Джимми страдает не только из-за того, сколько человек он убил, но и из-за того, что ушел из семьи, когда его сын был еще маленьким. Ныне же Майкл (Юэль Киннаман) сам отец, и он близко не подпускает Джимми к его внучкам. Однажды Майкл, шофер лимузина по профессии, подвозит на «стрелку» двух албанских мафиози. Переговоры заканчиваются перестрелкой, и водитель узнает в бандите, убившем албанцев, сына бывшего отцовского босса Шона. Тот также узнает парня и пытается прикончить свидетеля, но вовремя подоспевший Джимми разделывается с убийцей. В отместку Шон (Эд Харрис) объявляет охоту на отца и сына, и тем, чтобы выжить, приходится действовать сообща.
С тех пор как Джордж Лукас увидел в Лиаме Нисоне мастера-джедая, ирландский актер прочно прописался в боевиках. Хотя прежде в его возрасте было принято расставаться с этим направлением кино, экшен-фильмы Нисона продолжают пользоваться такой популярностью, что о нем и Сильвестре Сталлоне говорят как о зачинателях нового жанра «дедушкин боевик».
«Ночной беглец» – это очередная и шаблоннейшая поделка этого жанра, которая взяла за сюжетную основу «Проклятый путь» (напомним, американскую гангстерскую вариацию на тему японского самурайского боевика «Одинокий волк и волчонок») и состарила двух центральных персонажей, отца и сына. Казалось бы, это должно было существенно изменить сюжет, поскольку взрослый мужик с ребенком – это воин с обузой, а два взрослых мужика – это боевая команда. Но Джимми в «Беглеце» запрещает сыну убивать и даже распускать кулаки (Майкл – бывший боксер), поскольку не хочет, чтобы честный парень замарался в криминальных разборках и, сев в тюрьму, оставил дочерей без отца. Так что картина испанца Жауме Кольет-Серра – не «бадди-муви», а экшен-бенефис Нисона, герой которого в одиночку расправляется с целой армией бандитов и несколькими коррумпированными копами. Персонаж Киннамана же ведет себя как ребенок: куксится, дуется, злится из-за давнишних обид, попрекает отца его профессией… И, кажется, даже не показывает свой водительский талант. С тем же успехом он мог бы быть двенадцатилетним пацаненком. Пострелять ему доводится лишь в самом конце, но он безбожно мажет, и ему удается лишь на время задержать противника.
Удачный или неудачный ход? Пожалуй, удачный, поскольку Киннаман был бы неправдоподобен в роли крутого парня, а противники Нисона не настолько круты, чтобы ему понадобился помощник. Они ведь не суперспецназовцы, а рядовая ирландская братва. Так что лента получилась вполне традиционным побоищем в духе 1980-х. Ее герой снайперски стреляет из пистолета и регулярно пускает в ход кулаки, а ее злодеи, за редким исключением, не могут даже ранить Джимми. Казалось бы, откуда столько прыти у 60-летнего дедушки, который годами беспробудно пил? Но, наверно, он во время войны во Вьетнаме прошел школу у восточного «пьяного мастера»…
Главное достояние подобного кино – это всегда харизма исполнителя главной роли, и Нисона за игру в «Беглеце» упрекнуть невозможно. Он абсолютно достоверен в образе мучимого совестью киллера-католика и, несмотря на свой возраст, правдоподобен во всех боевых сценах. Превосходен и Эд Харрис в роли криминального босса, который с детства знает Джимми и искренне его любит, но не может простить убийство сына. Пусть даже тот был пижоном и наркоманом, недостойным унаследовать мафиозную власть. Когда перед финальной чередой «разборок» герой и злодей встречаются в ресторане, их разговорная сцена получилась, кажется, даже более мощной и напряженной, чем их заключительная стычка. Вообще, диалоговые фрагменты «Беглеца» – не пустая «прокладка», которую после выхода фильма на видео можно будет спокойно проматывать, а порой существенные и сильные сцены.
С другой стороны, нанятый мафией убийца-очкарик в исполнении рэпера Коммона недостаточно пугающ, чтобы быть достойным «финальным боссом», а лучшая, самая эффектная боевая сцена фильма (рукопашная схватка в горящей многоэтажке, в ходе которой герои дерутся пылающими ножками от стульев) располагается не в конце ленты, а в ее середине. Очевидный промах – равно как и неверная последовательность финальных боев, превращающая последнюю перестрелку из кульминации в эпилог.
В целом рекомендовать «Беглеца» кому-либо, кроме преданных фанатов Нисона как экшен-героя, мы не можем, но это и не пустая трата денег. Если вы хотите увидеть старомодный, но динамичный криминальный боевик без нереалистичных компьютерных эффектов и с убедительной психологической подоплекой (по нетребовательным жанровым меркам), то фильм Кольет-Серра вряд ли вас разочарует.