Рядовая по меркам отечественного бизнеса новость о намерении компании Enjoy Movies начать процедуру банкротства в киношном сегменте нашего Интернета произвела эффект подброшенной в сельский туалет пачки дрожжей
Прежде чем переходить к конкретной ситуации с компанией, подарившей отечественному зрителю «Беременного», «Служебный роман. Наше время» и «Того еще Карлсона», стоит разобраться в том, что банкротство означает в принципе. В самом общем случае банкротство – это невозможность покрыть взятые кредиты, выплатить зарплаты сотрудникам или совершить обязательные платежи в течение определенного периода времени. Как таковое банкротство не означает краха предприятия, ликвидации организации или ее непременного реформирования, чаще всего введение временного стороннего управления (а это обычно становится первым шагом в процедуре) приводит к перенаправлению имеющихся средств, пересмотру условий кредитования, заключению договоров об уступке долга и прочим скучным бухгалтерским делам. Организация при этом даже может заниматься своими обычными делами, а ее руководители не отправляются в тюрьму или долговую яму. Достаточно вспомнить, что нынешний президент Соединенных Штатов Дональд Трамп процедуру банкротства в своей коммерческой деятельности прошлых лет переживал неоднократно – это не помешало ему оставаться миллионером, начинать новые дела и пробиться на вершину политического олимпа.
В случае с Enjoy Movies, насколько нам стало известно, основанием для применения положений российских законов о банкротстве стали финансовые взаимоотношения между кинокомпанией, Федеральной налоговой службой и Фондом кино. Со слов представителей «Энджоев», прошлогодня проверка ФНС показала, что студия якобы недоплатила в бюджет более 50 миллионов рублей налога с прибыли, с учетом штрафов и пени задолженность перед государственным бюджетом составила 71 миллион. Enjoy Movies решение налоговиков оспорила в суде, но на время разбирательств счета компании были заблокированы, что привело к невозможности выплатить положенные договором 50 миллионов рублей Фонду кино, предоставившему эту сумму на производство фильма «Защитники» с условием 100%-ного возврата. Блокировка счетов на продолжительный срок и нарушение условий возврата средств Фонду кино и послужили причиной объявления о возможном банкротстве. Как видите, ничего сверхъестественного не случилось, обычная бюрократия и замедленный ход механизмов государственной машины.
В то же время нужно понимать, что язвительные замечания, гроздья гнева и ведра помоев, обрушенные интернет-сообществом в адрес братьев Андреасян в связи со сложившейся ситуацией, бьют мимо цели – Enjoy Movies уже довольно давно перестала быть «средоточием зла» российского кино и «звездой смерти» отечественных комедий, некогда работавшие вместе над самыми одиозными проектами студии Сарик Андреасян и Георгий Малков разошлись по собственным кинокомпаниям, а «Энджой» из локомотива в этом содружестве превратилась в рабочую лошадку, выступающую на вторых и третьих ролях. Да, имя компании по-прежнему стоит в технических данных таких лент, как «Мафия: Игра на выживание» или «Защитники», но фактически творческий и продюсерский контроль в данных проектах находился в иных руках.
Поэтому-то обуявшую «диванных критиков» радость приходится купировать: даже в случае банкротства (а этого может и не случиться) компания не пойдет на дно «стремительным домкратом» и не утащит за собой столь ненавистных «хейтерами» Андреасянов, работа над новыми проектами не остановилась ни на минуту. Исками кредиторов, претензиями налоговиков и требованиями фонда занимаются юристы – камеры операторов от этого не выключаются и не идут с молотка. Одна из картин, над которой «Энджой» работает в настоящий момент, кстати, называется «Временные трудности» – выход этой ленты на экраны станет, пожалуй, лучшим ответом на все те потоки грязи, что пришлось вынести фигурантам «дела» в минувшие дни.
Впрочем, это вопрос будущего, в нашей стране совершенно непредсказуемого, а мы, раз уж зашел подобный разговор, хотели бы напомнить о нескольких примерах из прошлого, которые демонстрируют эффект от банкротств и финансовой несостоятельности с самых разных сторон. В нашей стране в последнее время банкротиться чаще приходилось не кинопроизводителям, а прокатчикам – гири неплатежей и непомерных долгов утянули в небытие таких игроков, как West и Top Film. Сложности в той или иной мере испытывали в прошедшие годы практически все компании, занятые прокатом, но не имеющие за спиной непотопляемой поддержки голливудских мейджоров, даже достаточно крепко стоящее на ногах «Наше кино» год назад получила иск о признании ее банкротом со стороны недовольного отсутствиями выплат кредитора.
С другой стороны, в российском медиапространстве и кинопроизводстве каким-то образом продолжают держаться на плаву кинокомпании и продюсерские центры, тратящие на свои постановки огромные средства, но не отбивающие затем в прокате и десятой части своих затрат. Ярчайший пример такого «жонглирования цифрами» – структуры, связанные с именем Алексея Пиманова: ленты, снятые им в качестве режиссера, имеют крайне бледный вид в списках бокс-офиса, рецензиях критиков и отзывах зрителей, однако это не мешает телеведущему активно рекламировать свою новую ленту «Крым», печальную прокатную участь которой нетрудно предсказать. Тонкое понимание деталей взаимоотношений «человека и закона» позволяет указанному мастеру балансировать на грани и оставаться «в плюсе», хотя иных давно в подобной ситуации ждало бы полное разорение.
Но еще громче истории с банкротствами звучат за рубежом. В разные годы о своей финансовой несостоятельности заявляли такие колоссы и столпы индустрии, как United Artists и Carolco Pictures, New Line и Hammer Film, Fox Animation и Relativity Media, это не только не вычеркнуло их из истории кино, часть из них успешно вернулась на рынок и продолжает работать в настоящее время. Да что там говорить – дважды банкротство на своей шкуре испытал сам Уолт Дисней. Вот кто своим примером подтверждает формулу: «Что не убивает, делает нас сильнее». Или вспомните историю с MGM, которой в тяжелые годы кризиса пришлось расстаться с частью библиотеки и правами на некоторые из картин своей «Золотой эры», тем не менее львиный рык вернулся в кинотеатры, и наследники лидера индустрии 1930-1940-х сейчас не чувствуют себя изгоями.
Увы, как и в любом бизнесе, в кинопроизводстве обязательно будут свои яркие взлеты и феерические падения, причем предсказывать их занятие неблагодарное. Вчера Paramount Pictures рапортовала о высочайших прибылях, а сегодня вынуждена заранее списывать миллионы убытков в связи с выходом неудачного релиза. Несколько лет назад The Walt Disney Company казалась непогрешимой, но относительные неудачи «Одинокого рейнджера» и «Джона Картера» больно ударили боссов студии по распухшему самолюбию. Менее месяца назад о печальном своем финансовом положении заявила французская кинокомпания EuropaCorp, тесно сотрудничающая с Люком Бессонном, – но разве это повод ставить на ней крест?
Конечно, в блокировке счетов, финансовой и структурной перетряске нет ничего хорошего, но и смертельного в этом нет также ничего – Enjoy Movies вовсе не прощается с коллегами, контрагентами и тем более зрителями. Идет обычная работа, несколько омраченная вмешательством проверяющих и контрольных органов. Здесь точно нет повода злорадствовать или готовиться к танцам на крышке гроба. «Игра на выживание» продолжится, ведь «мафия» никогда не сдается.