Картина у Безрукова и Мармонтова получилась неплохая, с понятной моралью и внятным посылом, но в соревновании с советскими шедеврами о деревенской жизни она проигрывает, а в современном мультиплексе выглядит чужаком
Уральский мужик Гордей Брагин никогда не был жадным или злым человеком – содержал лавку, соседям помогал, растил двух сыновей, скромно помогал местному приходу строить церковь. Беду на его семью навел брат, проигравшийся в карты, – столичный пристав повесил на семью Брагиных непосильный долг. Пришлось Гордею отправиться на золотые прииски. От долга откупиться удалось, да только вот попал мужичок в тиски куда более страшные – сожрало золото сердце Гордея, а без сердца и жизни нет…
Можно как угодно относиться к Сергею Безрукову, но спорить с тем, что он самобытный талантливый актер, не станет, наверное, никто. Некоторое напряжение вызывало его недавнее активное желание засветиться буквально в каждой выходящей на экраны картине, но время эту дурную привычку исправило. Привыкли зрители и к несколько старомодной тяге Сергея к русским корням, которую актер старательно демонстрировал из проекта в проект, – ниша эта была незанята, отчего бы в ней не закрепиться Безрукову. Однако весь опыт Сергея, все его таланты лицедея, вся любовь к березкам, полям и рубахам-косовороткам никак не делает из него блестящего продюсера. Оба проекта, спродюсированные Сергеем Безруковым, увы, оказались обречены едва не с первых шагов.
Безруков все делает правильно. Как человек, болеющий за страну и отечественный кинематограф, желающий добра своим зрителям, явно мечтающий остаться в памяти поклонников, Сергей уже второй раз берется за некоммерческое кино и второй раз проигрывает. Не как актер, с этим у него нет проблем, по крайней мере в «Золоте», но и этот фильм, и предыдущая «Реальная сказка», в которые он вложился не только в кадре, но и как продюсер, не способны достучаться до зрителя кинотеатрального. Не способны конкурировать не только с большими голливудскими проектами, но и отечественным куда более раскрученным, но чуть менее талантливым вещам уступают. Может быть, с «Золота» начнется возрождение экранизации отечественной литературной классики, и тогда фильм Андрея Мармонтова будет вознесен историками, но сейчас этому по большому счету первопроходцу приходится очень тяжело.
Для своего фильма Мармонтов и Безруков выбрали отличное произведение. Роман Дмитрия Мамина-Сибиряка «Дикое счастье», вышедший в конце XIX века, крепок авторским языком, щедр в описании быта уральских деревень времен бума золотоискательства и крайне прост в своем посыле – по словам самого автора, он хотел показать, как в далеких российских краях «дикое богатство погубило не одну хорошую семью, крепкую старинными устоями». Безусловно, картина – бенефис Сергея Безрукова, его работа в кадре практически безупречна. Бывает, Сергей слишком заламывает руки, бывает, пережимает с эмоциями и речами, но, с другой стороны, это, во-первых, стало уже его фирменным стилем, а во-вторых, это приближает «Золото» к таким классическим советским телевизионным картинам, как «Тени исчезают в полдень» или «Тихий Дон». Сравнивать любимые киноленты прошлого с современным последователем, конечно, не совсем корректно, но стоит отметить, что это хорошие ориентиры, и если создатели новых отечественных картин будут тянуться к работе Ускова и Краснопольского, то за наше кино можно будет только порадоваться.
Что же не позволяет встать «Золоту» в ряд с другими картинами об истории русской деревни? Да, пожалуй, лишь очень неровная игра актеров второго плана. Понятно, что на фоне Безрукова все несколько тушуются, но совсем превращаться в тени на стене негоже даже дебютантам. Не слишком помогают Сергею и его маститые коллеги – у Михаила Пореченкова катастрофически мало экранного времени, а Андрей Мерзликин находится не на своем месте, в мундире прокурора он словно в розовой пижаме посреди бала, совсем не его роль. Пробуксовывает картина и в драматическом плане, слишком ломкой получилась история главного героя, недостаточно четко прописаны некоторые второстепенные персонажи, чуть скомкан финал.
Однако главная проблема «Золота» состоит в том, что оно выходит в каком-то информационном и социальном вакууме. У этой картины совсем нет зрителя в кинотеатре, она адресована той части зрителей, которые предпочтут смотреть кино на диване по телевизору, нежели выберутся из своей деревни в областной центр в кинотеатр. И очень жаль, что картину не увидят те, кто ее сможет по достоинству оценить. «Золото» небезупречно, но, подобно самородку, этот фильм не блестит при первом приближении, однако стоит ему попасть в правильные руки, и он может стать для кого-то любимым.