Тоскливо ностальгическое беззубое погружение в постсталинское прошлое – скорее сахарное, чем горькое, адресованное пенсионерам, чье босоногое детство пришлось на первые годы второй половины прошлого века
1953 год. После магаданской ссылки в Москву возвращается семья специалистки по русской литературе, некогда рискнувшей перечить самому товарищу Сталину. Одиннадцатилетний Митя знакомится в новом для себя месте со сверстницей Таней, вместе дети ищут способ привезти с Севера Митину собаку по кличке Гектор. По крупицам собирая небольшой собачий рай, дети познают реальность, складывающуюся в послевоенном СССР, и вместе с тем сталкиваются с жестокостью, коварством и ложью мира взрослых.
Так уж распорядилась история, что за время ХХ века наша страна пережила множество потрясений, которые в каждый определенный момент времени формировали особое мировосприятие, рождали особенных личностей и воспитывали отличные друг от друга взгляды на жизнь. Вполне естественно, что эти поколения не всегда понимают друг друга: бабушки, заставшие войну, родители, выросшие в «эпоху развитого социализма», старшие братья и сестры, хлебнувшие «лихих девяностых», новое поколение стабильности и «поднятия с колен» – иногда кажется, что эти люди говорят на разных языках и практически не понимают друг друга. Объединить их может и должно искусство, духовные скрепы. Вот такой скрепой и пытается выступить «Собачий рай».
Всем сестрам по серьгам пытаются раздать картиной сценарист Александр Адабашьян и режиссер Анна Чернакова. Есть в «Рае» по-пионерски светлое мечтательное, словно сбежавшее из акунинского «Шпиона» представление о советской Родине, с высотками, мороженым и всеобщим равенством. Есть аккуратное, в чем-то даже уважительное (сейчас так принято) отношение к предвоенной сталинской репрессивной машине, вроде и вздрагивают герои от внезапного стука в дверь, но верят, что наказание понесли заслуженно. Можно в круговерти фильма разглядеть своеобразный оммаж «Покровским воротам» Михаила Козакова, а можно считать картину условным продолжением многочисленных отечественных сериалов, посвященных послевоенным годам. Казалось бы, с таким набором направлений экскурсия в 1953 год получится захватывающей и непредсказуемой. Не тут-то было. Словно буриданов осел, «Собачий рай» так и не решил за время своего почти двухчасового хронометража, в какую сторону ему двигаться, да так и пробуксовал в нерешительности.
Главная проблема ленты заключается в том, что она, как ни старались авторы, не смогла стать по-настоящему семейной. Как литературный прием описываемая глазами детей драматичная судьба интеллигентской семьи, безусловно, небезынтересна. Но вот в кино из этого приема не получается ровным счетом ничего – дети отчаянно мешают в кадре. При том, что на удивление хорошо исполнили свои роли Саша Кудрявцев и Аня Корнева, детей просто хочется отодвинуть в кадре, как если бы они собой заслоняли экран. Московский дворик, выстроенный воображением Адабашьяна, и без того полон интересных персонажей, но как-то побоялся сценарист (и по совместительству актер) слишком плотно подходить к своим героям. Автор предпочел наблюдать за героями, как за реальными соседями, – с балкона, держась на расстоянии.
Временами, впрочем, авторы будто бы осознают, что топчутся на месте, и подсыпают в сюжет неожиданный сюжетный поворот, но это поворот на месте. Да, это на пару минут разминает суставы, но галопом действие от этих поворотов не скачет. И это еще одна причина, почему фильм не является действительно семейным. Скучно детям на такой картине, да и родителям их скучно. Вот пенсионерам, чье детство пришлось на пятидесятые, что-то может показаться знакомым, а остальным – увы, нет. Как далеко, кажется, происходящее и от режиссера. «Собачий рай» не желает приближать действительность того времени, он предпочитает удобно и комфортно инсценировать ее. Хорошее вывести ярче, плохое задвинуть в дальний угол и накрыть покрывальцем.
При таком подходе становится совершенно непонятно, зачем смотреть такое кино. Да, для кинотеатра это не самый бойкий релиз, но на ТВ «Рай» вполне может сработать. Уровень у него по-хорошему домашний, приближенный к домохозяйкам, испытывающим ностальгию по империи и готовым верить в любую трактовку истории. Но на учебник жизни эта картина не тянет, хотя и могла бы научить чему-то большему, чем воровство термосов и деревянных ящиков, необходимых, чтобы построить советский хоть и собачий, но рай.
С 19 июня в кино.