
Интригующее, но также настораживающее начало фантастического шоу о семье, где один ребенок – робот, а другой – «неведома зверушка»
Недалекое будущее, в котором развитием космонавтики занимается частный бизнес, а инженеры научились создавать роботов, внешне неотличимых от людей. Женщина-космонавт Молли Вудс (Холли Берри) возвращается из 13-месячной миссии на околоземной станции и узнает, что беременна. Естественные причины для этого исключаются – Молли была в космосе одна, и врачи ранее установили, что женщина бесплодна. Тем временем муж путешественницы Джон (Горан Виснич) пытается доказать инвесторам ценность своего инженерного эксперимента – мальчика-робота Итана (Пирс Ганьон), который растет, развивается и ведет себя как маленький ребенок. Джон и Молли растят Итана как сына, и конструктор уверен, что будущее за роботами, которые могут не только мыслить, но и чувствовать как люди.
В прошлом году нас здорово разочаровал сериал «Почти человек» – редкая в наши дни (да и прежде нечастая) попытка отобразить футуристическое, а не постапокалиптическое будущее. Мы так надеялись на это шоу, а оно оказалось тривиальным полицейским сериалом, который не сделал ничего интересного с затронутыми в нем фантастическими идеями.
На фоне «Почти человека» новый сериал канала CBS, спродюсированный самим Стивеном Спилбергом, выгодно отличается тем, что его пилотный эпизод захватывает и интригует. Что случилось с Молли Вудс в космосе и кто растет у нее в утробе? Возможно, ее ребенок – дело рук (ну, не обязательно рук…) пришельцев. Но, может быть, это какой-нибудь садистский эксперимент ее мутных корпоративных боссов, которые явно что-то скрывают. Или эксперимент, вышедший из-под контроля и приведший к неожиданным последствиям… В любом случае это мощная завязка, одновременно вызывающая в памяти «Ребенка Розмари» и «Солярис» (на станции героиня видит призрак ее погибшего возлюбленного), а также цикл «Особь», и нам очень интересно узнать, куда заведет Молли поиск ответов на жизненно важные для нее вопросы. Правда, в пилотной серии героиня еще находится в шоке, и она пытается не столько разобраться в случившемся, сколько отгородиться от него (вполне естественная реакция на то, что трудно назвать иначе как изнасилованием). Но вряд ли Молли будет все 13 серий первого сезона сидеть на попе ровно и ждать рождения «не мышонка, не лягушки…».
Казалось бы, одной этой сюжетной линии было достаточно для шоу, которое вроде бы не планирует идти годами и наводить тень на плетень до последнего эпизода (создатель сериала Микки Фишер уже пообещал, что не стал брать пример с авторов «Секретных материалов» и что зрителям не придется ждать несколько лет, чтобы начать получать внятные ответы на сюжетные вопросы). Но в «За пределами» есть еще и линия ребенка-робота, в которого не встроена «защита Азимова» (Джон уверен, что его «сын» сам научится отличать добро от зла и что ему не нужны для этого роботехнические ограничения). Эта линия также интригует, предлагая любопытную вариацию на тему «Омена» и спилберговского «Искусственного интеллекта». Кто знает, на что способен робот-ребенок, который как раз в том возрасте, когда даже обычные дети капризничают и хулиганят! Только вот беда – в пилотной серии Молли с ее беременностью и Джон с Итаном как будто живут в разных, едва пересекающихся мирах. И их сюжетные линии – параллельные прямые Эвклида, а не Лобачевского.
О чем это говорит? Возможно, о том, что эти сюжеты вскоре сольются в один оригинальный сюжет, элегантно сочетающий ребенка-робота и ребенка-пришельца (или кто там будет у Молли…). Но если они продолжат развиваться параллельно, то сериал окажется расхристанным и несфокусированным, естественно распадающимся на два шоу, каждое из которых было бы сильнее, если бы обошлось без сиамского близнеца. И пилотная серия ничем, кроме имени мастера конструирования сюжетов Спилберга в титрах, не намекает, что сериал пойдет по первому, а не по второму пути. Показательно, например, почти полное отсутствие романтической «искры» между Молли и Джоном. Они живут в одном доме, но их брак, кажется, существует лишь на бумаге, и это еще больше провоцирует разламывание «За пределами» на независимые половинки.
К счастью, других серьезных претензий к шоу у нас нет. Сюжетные нелепости легко объяснимы (почему Молли была на космической станции одна? потому что корпоративная экономия!), действие развивается пусть и не в темпе «Трансформеров», но довольно динамично, Берри и Виснич – достаточно яркие и талантливые актеры, чтобы «тащить» свои половинки шоу, а малыш Пирс Ганьон убедителен и как мальчик, и как робот. Плюс приятно видеть фантастическое шоу, которое включает немало футуристических деталей, но не фокусируется на их демонстрации (смотрите, мол, какие у нас машины будущего! экраны будущего! мусорные корзины будущего!). В этом плане сериал снят элегантнее, чем спилберговское «Особое мнение». Так что в провалы шоу записывать рано, но и с определением «новый фантастический хит» мы пока погодим. Все будет зависеть от того, как скоро пересекутся сюжетные прямые.