Излишне эмоциональная драма о разрушающейся изнутри семье выделяется привлекательным актерским составом, но за душу почти не трогает – перегибы в драматизме ломают ощущение реальности
Излишне эмоциональная драма о разрушающейся изнутри семье выделяется привлекательным актерским составом, но за душу почти не трогает – перегибы в драматизме ломают ощущение реальности.
Семья Паркер переехала в небольшой австралийский городок после того, как старшая дочь Лили оказалась замешана в школьный сексуальный скандал. На новом месте пятнадцатилетняя девушка не оставляет попыток обрести свободу от пут родителей, но новые знакомства ни к чему хорошему не приводят – однажды ночью Лили исчезает вместе с младшим братом Томом. Безутешные родители отправляются на поиски детей, но на их пути встает песчаная буря. Когда к поискам подключается полиция, дело приобретает еще более трагичный оборот – старые конфликты, годами накапливавшиеся в доме Паркеров, вырвались наружу, образовав бурю страшнее природной.
Нет ничего более увлекательного, чем сквозь замочную скважину наблюдать за жизнью ничего не подозревающих обывателей, а уж если жертвы в момент слежки переживают какую-то внутреннюю драму, то это еще больше распаляет любопытство зрителей. Кинематографисты об этом прекрасно знают, а потому регулярно потчуют свою паству драмами, в центре которых стоят какие-то семейные тайны и конфликты, надолго запрятанные внутрь, но теперь вдруг внезапно вырвавшиеся бурным потоком. Катализатором для такого взрыва может служить все что угодно – авторы картины «Чужая земля» выбрали детонатором исчезновение детей в образцовой семье. Что же, давайте посмотрим, что за этим стоит.
Для начала стоит отметить, что «Чужая земля» выделяется из ряда подобных независимых лент хотя бы тем, что сделана совместными усилиями Ирландии и Австралии. Обе страны давно и безнадежно сдались под напором «старших братьев» и в основном являются донорами специалистов всех мастей для британского и американского кино. Отрадно, что в данном случае продюсерам удалось привлечь на свою сторону Николь Кидман и Хьюго Уивинга – едва ли не самых известных выходцев из австралийской школы кино. Но скромность и национальный колорит фильма подчеркнуты не только и не столько актерами, на первом плане стоит чарующая и пугающая одновременно пустыня, окружающая островок цивилизации.
Сухая, враждебная, изуродованная временем пустыня – безусловно, главная метафора картины. Она поглощает героев и дает подсказки в поиске, она убивает, но она же может дать и защиту, в ней можно оставить свой след, а можно исчезнуть, будто тебя и не было. Жители городка смирились с подобным соседством, их отношение к пустыне уважительно, она живет в легендах и поверьях. Паркеры немного иные, эта земля для них чужая, и встроиться в новую жизнь у приезжих получается не слишком удачно.
Наверное, фильму на пользу пошла бы более тонкая организация, чуть менее топорно задуманные персонажи и менее яростные взрывы эмоций. Австралийцев вряд ли можно назвать самыми энергичными людьми на планете, но создатели картины почему-то решили плескать конфликтами через край. Если безутешная мать, то она в состоянии аффекта бросается под каждого встреченного мужика, если суровый отец, то он обязательно собьет в кровь кулаки о челюсти каждого из подозреваемых, если дочь однажды оступилась, посчитав любовью легкое увлечение, то теперь она шлюха и метафорически, и буквально, ну а уж если в такой семье есть еще и маленький сын, то ему-то точно психически здоровым не вырасти.
Своя правда в этом есть – кто из нас сегодня может с уверенностью сказать о себе, что он нормален? Но такой набор проблем скорее все-таки исключение, чем обыденность. Вот и получается, что драма, к которой зритель должен отнестись как к чему-то очень близкому и понятному, достаточно скоро превращается в странный паноптикум, где каждый персонаж не просто сам по себе, он откровенно против остальных. Режиссер потоньше, вроде Дени Вильнева с его схожими чем-то «Пленницами», возможно, смог бы сделать из «Чужой земли» что-то более изящное, но дирижерская палочка в нашем случае оказалась у дебютирующей в большом кино Ким Фаррант, а потому эмоциям здесь уделяется больше внимания, чем здравому смыслу.
Пожалуй, картина в какой-то мере может отразить женский взгляд на семейные проблемы Паркеров, но для мужчин от этого женская логика понятнее не станет, как и их порывы, позывы и потуги. Пустыня разделяет не только заселенные людьми оазисы, она по-прежнему разделяет мужчин и женщин, они остаются непонятыми друг другом даже в часы страшной объединяющей трагедии.
С 17 марта в кино.