Хорошо реализованный испанский хоррор, которому не хватает оригинальности, зато с лихвой достает атмосферы
1969 год, английская мать-одиночка с четырьмя детьми переезжает в Америку, спасаясь от мужа-психопата. Вскоре женщина заболевает и умирает, что ставит ее детей в крайне опасную ситуацию – если они сообщат о смерти матери, их заберут в приют. Единственный выход – дотянуть до 21-го дня рождения самого старшего из них, Джека (Джордж МакКей), и тогда он сможет оформить опекунство над младшими братьями и сестрой на себя. Но их вынужденное затворничество то и дело ставят под угрозу проявления некоего «призрака», который каким-то образом связан с зеркалами.
Испанцы – наверное, единственная нация, которой нет необходимости маскировать свое участие в хоррорах, продвигающихся на международной арене. Общеизвестно, что этот жанр дается им на удивление легко, а именитых хоррормейкеров в этой стране полно – Алехандро Аменабар, Хауме Балагеро, Пако Плаза, Хуан Карлос Фреснадильо, да и Гильермо Дель Торо, даром что мексиканец, снял «Хребет дьявола» и «Лабиринт Фавна» как раз в Испании. Постановщик «Обители теней» Джорджо Санчес – тоже испанец, и хотя в режиссуре он пока себя не проявил, знатокам жанра его имя наверняка знакомо – помимо прочих он написал сценарии для фильмов Хуана Антонио Байона (вот вам еще один мастер страшного кино из Испании) «Приют» и «Невозможное».
«Обитель теней» снята Испанией, но на английском языке и с привлечением западных актеров, причем кастинг выдает понимающих людей – среди главных героев девушка из «Лекарства от здоровья», парень из «Очень странных дел» и Ана Тэйлор-Джой, недавно метко выстрелившая дуплетом из «Ведьмы» и «Сплита». Сюжетно фильм напоминает другой англоязычный проект одного европейского режиссера (название и имя опустим, дабы избежать совсем уж очевидных спойлеров), и как только вы это поймете, финальный твист окажется не таким уж непредсказуемым, но, справедливости ради, «Обитель теней» вполне можно смотреть как упражнение в стиле, причудливо сочетающее довольно европейскую по настроению готику и американское провинциальное ретро золотистых полей.
Еще перед просмотром «Обители теней» нелишним будет настроиться на неторопливое, медленно запрягающее кино, в постепенном разгорании которого и кроется его эффектность – никаких оглушительных оркестровых ударов и неожиданных появлений, только неотвратимо обволакивающая пелена безысходности и подавленной трагедии, которой в этом полузаброшенном доме пропитан каждый уголок. Испанский стиль тут очень кстати, и во многом именно он обеспечивает приятное финальное послевкусие.
Безусловно, к картине можно предъявить претензии – например, в том, что ее главный секрет спрятан слишком неглубоко (и постановщик не нагоняет туману, пытаясь отвлечь наше внимание от разгадки). Также слабо прописана роль Аны Тэйлор-Джой и, соответственно, ее роман с Джеком – при том, что на их чувствах в фильме держится довольно многое. И тем не менее в целом кино все равно остается в плюсовой зоне жанрового спектра – оно легко смотрится и не путает атмосферность с занудностью, предлагая пусть не оригинальную, но прочувствованную «страшную сказку» из тех, которые неплохо выдерживают даже повторный просмотр.
С 16 ноября в кино.