И без того не слишком захватывающий сюжет безнадежно запорот слабой актерской игрой и взрослых, и детей. Для родителей – сущее мучение, для их чад – неискренняя, фальшивая и блеклая история без претензий на любовь зрителя
Летние каникулы у тетки в деревне Генке сначала показались ссылкой – не привык мальчишка вместо городских развлечений нянчиться с младшей сестрой. Но жизнь-то налаживается! И друзья появились из местных сорванцов, и таинственные приключения в лесу и на озере ожидают, а тут еще и чрезвычайная ситуация, связанная с лесными пожарами, вот-вот грянет – столько всего интересного. Вот только в самый опасный день Генка остался один в лесу. Вокруг опасность, бушует огонь, а мальчишка должен справиться со своими страхами, спасти сестру и помочь местным жителям с эвакуацией из района бедствия.
У детского кино в современной России судьба очень тяжелая. Практически исчезнувшие как класс, детские фильмы настолько редко и так несмело подают голос, что совсем не сложно не заметить каких-то новинок, попыток оживить жанр. Какие-то релизы, вроде «Реальной сказки» или «Страны хороших деточек», громко запускаются, но получают резкое зрительское осуждение, какие-то предпочитают выходить в прокат малым числом копий почти незаметно, рассчитывая, видимо, перешагнуть фазу всеобщего осуждения и переметнуться на ТВ, которое у нас в стране «сраму не имет». «Это твой день» – именно из второй группы фильмов, незаметно прокатываемый релиз, попасть на просмотр которого можно, только если очень захотеть.
А между тем из картины вполне мог получиться фильм, достойный если не зваться последователем лучших образцов советского детского кино, то уж точно вписаться в крепкие середняки. Сценарист Валерий Козлов, не первый раз работающий в жанре, все сделал правильно: «Это твой день» сочетает и приключения, и испытание дружбы и родственных уз, и опасность, и такой неуловимый, но крайне важный для подросткового кино аромат противопоставления взрослому миру, когда совсем юные герои должны принять ответственность, которая им не по возрасту, принять и справиться с ней.
Однако, увы, на этапе реализации идея загублена практически на корню. О том, что с детьми в кино у нас полный швах, не писал и не говорил только ленивый – редкие таланты, органично смотрящиеся в кадре, либо скоро перерастают «легкий жанр», либо, наоборот, буксуют в болоте одних и тех же образов. Новые же лица иногда настолько «деревянны», что на них больно смотреть. Ругать детей рука не поднимается, поэтому свое недовольство я адресую скорее режиссеру, который, кажется, просто не стал «заморачиваться», проводить серьезную репетиционную работу, не потрудился переснять некоторые особенно неудачные сцены, сэкономил на дублях. Подтверждает эту мысль и то, что взрослые актеры не слишком далеко ушли от ребятишек и выглядят на экране не намного «живее». А ведь это крайне важно – почувствовать жизнь и биение сердца героев. В противном случае переживать за них не получится.
Не могу судить за современных детей, но мой «внутренний ребенок» тоже не особенно раззадорился демонстрируемым на экране. Грех сравнивать «Это твой день» с американскими комикс-экранизациями, но неужели нельзя показать лесной пожар чуть «вкуснее», ярче, опаснее? Мальчишки, которым фильм адресован, пищали бы и прыгали, будь в кадре больше мощных пожарных машин, вертолетов, но первую половину картины вся опасность и напряжение демонстрируются в офисе спасателей – сидящие за компьютерами ботаники с толстыми стеклами очков вдохновляют совсем не так сильно, как храбрецы-огнеборцы с лесной передовой. Покажи режиссер в одном из эпизодов, что их сверстник действительно берет на себя управление автобусом, а не отделайся неудачными ракурсами, может быть, подростков это и увлекло бы, но Олег Массарыгин, похоже, совсем забыл, что такое быть мальчишкой двенадцати лет.
Битва с Голливудом – дело непростое. Создатели «Это твой день» сразу заявляют уровень своих претензий: один из героев заводит разговор о Человеке-пауке, но приятели его одергивают. Однако бросаться в бой очертя голову еще не означает победу. Для преодоления провала детского кино требуется тщательная подготовка, которая здесь, видимо, была сведена к минимуму. Похвалы заслуживает лишь музыка, которая наиболее близка к классическим советским образцам. Этого мало даже простодушным, не испорченным Человеком-пауком детям.