Дебютную картину Марины Любаковой на "Кинотавре" сразу окрестили новым "Плюмбумом". Действительно, связь между советским отличником из давнего фильма Вадима Абдрашитова и современной девочкой Викой, разрушающей чужую жизнь, очевидна. В "Плюмбуме" прямо-таки мистическим ужасом веяло от ледяного взгляда мальчишки, решившего бороться со злом, не проявив при этом ни грамма добра. И у Вики взгляд прозрачен и тверд, как у универсального солдата.
В "Плюмбуме" прямо-таки мистическим ужасом веяло от ледяного взгляда мальчишки, решившего бороться со злом, не проявив при этом ни грамма добра. И у Вики взгляд прозрачен и тверд, как у универсального солдата. Она – дитя московской хрущобы, в которой всю жизнь бьется о быт ее нищая мать-одиночка. Мир вокруг наполнен деньгами и вещами, а у самой Вики есть только фотоаппарат, да и тот ворованный. С ним она сбегает на крышу, с которой открывается вид на элитный дом напротив. Все его жители теперь под прицелом. В объектив попадают и ссоры, и даже самоубийство, но Вика из всех кусочков чужой жизни выбирает адюльтер.
Одинокая офисная дама по имени Зоя всерьез крутит любовь с чужим мужем из соседнего подъезда, не подозревая, что она у него не одна такая. Вика сначала решает шантажировать ее любовника, но этот менеджер верхнего звена цепко держится за кошелек. И тогда она придумывает изощренную месть, впутав в нее и Зою, которая выглядит безвольной жертвой, обреченной на заклание.
Как в
В проекте молодого режиссера принимали участие люди с именами. Сценарий написал автор «Бумера» (2003) Денис Родимин, продюсером стал Павел Лунгин, а в одну из главных ролей вложила довольно много от себя Рената Литвинова – причем от себя настоящей, а не от той ломаки, которую пародирует Максим Галкин.
Однако картина получилась неровная: атмосфера всеобщего одиночества в большом городе, социальные контрасты, какие-то бытовые детали удались, а вот характеры – не очень. Особенно это касается старшей героини, которая так покорно позволяет сопливой девчонке утащить себя на дно, что непонятно, почему она не попала туда давным-давно. У самой Вики в анемнезе, конечно, лежит классическое исследование немотивированной подростковой ненависти к миру – роман Сэлинджера "Над пропастью во ржи".
Но все эти жалостливые подробности – денег в семье нет, отца нет, а потому и любви тоже нет – переводят психологическое уродство в область товарно-денежных отношений. В конце концов, если жестокость такой вот Вики лечится материальным благополучием, то образ не так уж и страшен: бедная девочка, став богатой, прекратит изображать жертву обстоятельств и станет безопасной для общества. К счастью для картины, актриса-дебютантка Анна Бегунова сыграла больше, чем написано в сценарии. Ее Вика не просто завистливая девочка, решившая криминальным путем достичь каких-то благ. Она ходячий симптом инфантильного восприятия реальности – когда, прямо по Достоевскому,
Бога нет и все дозволено.