Несколько плоская и довольно условная драма о разнице восприятия жизни теми, кто довольствуется синицей в руке, и сторонниками вечной погони за журавлями
Несколько плоская и довольно условная драма о разнице восприятия жизни теми, кто довольствуется синицей в руке, и сторонниками вечной погони за журавлями.
На дружеской вечеринке, посвященной своему очередному дню рождения, офисный клерк Том встречает девушку, которая кажется ему смутно знакомой. Ее имя Тому ни о чем не говорит, но постепенно, шаг за шагом, мужчина понимает, что под именем Элис скрывается Дженнифер, его университетская возлюбленная, бесследно исчезнувшая пятнадцать лет назад. Том выясняет, что Дженнифер уже много лет живет чужими жизнями, постоянно меняя работу, знакомых, города. Что ищет она в новых поворотах судьбы? От чего прячется? Ночь, проведенная вместе, рассказывает мужчине о его давно ушедшей любви больше, чем могли бы рассказать любые дневники, фотографии и воспоминания.
Мысль о том, чтобы начать новую жизнь, регулярно посещает каждого из нас. Начать бегать по утрам с понедельника, перестать потреблять сахар с первого числа, начать откладывать деньги на мечту с Нового года – сколько подобных зароков мы делаем за свою жизнь? А сколько из них становятся действительностью и превращаются в обыденность? Полагаем, что последняя цифра у большинства стремится к нулю. Но тем интереснее смотреть на тех, у кого слова не расходятся с делом, даже если дела эти не всегда рационально объяснимы, зато кардинально меняют жизнь.
Драма Джошуа Марстона рассказывает о женщине, которая, по ее собственным словам, уже десять раз сжигала мосты, связывающие ее с прошлым, и начинала новую жизнь в новом месте с новым именем. Разумеется, в современном мире довольно сложно представить себе такое глобальное «переодевание», незаметное для спецслужб и полиции, тем более что Дженнифер/Элис умудрилась якобы пожить в Китае, Южной Африке, Сингапуре и Австралии, но не станем копаться в таких «условностях». Кино-то не об этом. Лента Марстона скорее говорит не о человеке, способном на полет, а о его противоположности – о том, кто согласен на синицу в руках.
Конечно, фигура, сыгранная Рэйчел Вайс, отнимает львиную долю внимания и авторов, и зрителей, но куда более любопытным кажется герой Майкла Шеннона – тот самый Том, который пятнадцать лет назад остался учиться в скромном университете, с годами нашел приличную работу, не блестящую, но приносящую деньги, обрел красавицу жену, собрал круг преданных друзей. Можно ли назвать его счастливым человеком? В какой-то мере. Он не порхает на крыльях и не поет песни о своей прекрасной жизни, но он живет в комфорте и понимании своей жизни.
А счастлива ли Элис? Судя по тому, что ей неоднократно приходится возвращаться к старту, а смысл картины сводится к тому, что многие годы путешествий и приключений приводят ее к единственному по-настоящему любимому человеку, брошенному много лет назад, не так уж и хорошо быть «перелетной птицей». Да, симпатичным мелодраматичным эпизодом с участием Дэнни Гловера и Кэти Бейтс режиссер демонстрирует, что притвориться кем-то другим иногда забавно, это и впрямь придает жизни толчок, кровь бежит быстрее, чувства кристаллизуются, эмоции зашкаливают. Но так ведь недолго и сгореть.
Впрочем, понять зрителю это позволяется только по окончании просмотра, картина же всячески поддерживает авторский взгляд – вот, мол, какая из себя вся красивая, умная и загадочная эта Элис. Она и об искусстве со знанием дела говорит, и об археологии, и в биологии понимает, да и вообще полна открытий. Но последнее слово все равно остается за Томом, за тем человеком, о котором «Машина времени» пела: «Тот был умней, кто свой огонь сберег». Точнее, за ним осталось не последнее слово, а финальное молчание. И его демонстративное прощание с ушедшей любовью – лучшая сцена фильма. Трогательная и в то же время неумолимо сильная.
«Бегущая от реальности» – не тот фильм, который захватывает и не отпускает, но эта лента определенно заслуживает долгой жизни в коллекциях киноманов и на телеканалах. К ней приятно будет вернуться через пару-тройку лет. Вернуться и еще раз подумать – стоит бросать все нажитое и созданное ради перспективы начать жизнь с чистого листа или ограничиться зарядкой по утрам с понедельника. Со следующего понедельника…
С 17 ноября в кино.