Конец июня — в России только и разговоров, что о Конституции и скором голосовании. Если вы уже устали от вечных споров, но при этом понимаете, что в наше время от политики никуда не скрыться, советуем 7 нетипичных фильмов о сложных политических процессах. Школьные комедии, притчи, триллеры и многое другое.
Черная комедия от одного из главных американских режиссеров XXI века Александра Пэйна, который еще двадцать лет назад понял, что хорошая сатира на важные политические процессы может существовать и в школьных стенах. Сейчас то же самое делает Райан Мерфи в популярном сериале «Политик». Сюжет фильма выстроен вокруг надоедливой отличницы и активистки Трэйси, которая выдвигает свою кандидатуру на выборах президента школьного совета. Учитель школы Джим, знающий о лицемерии и честолюбии Трэйси, готов сделать все, чтобы она проиграла. Мало того, что в «Выскочке» Риз Уизерспун исполнила одну из лучших ролей в карьере, так еще и сам фильм давно стал классикой школьных комедий и политических сатир, которых в американском кинематографе и без того хватает.
Выдающийся дебютный фильм Стива МакКуина — ода человеческой стойкости и несгибаемости духа. «Голод» посвящен реальным тюремным протестам бывших солдат Ирландской республиканской армии, которые требовали признать их статус политических заключенных в начале 1980-х — тогда они безрезультатно отказывались мыться и стричься, обмазывали стены фекалиями и сопротивлялись против произвола надзирателей. Все изменилось, когда один из них — Бобби Сэндс — начал вынужденную голодовку, к которой присоединились его соратники. Для многих из них она оказалась смертельной, однако их поступок стал национальным подвигом и заставил Правительство Великобритании выполнить требования заключенных.
Еще один фильм об истории Ирландской республиканской армии — в этот раз о том, как обострилось их противостояние с Вооруженными силами Великобритании. В 1972 году с маленькой североирландском городе Дерри проходила мирная демонстрация жителей за признание прав граждан Северной Ирландии — солдаты парашютного полка Великобритании жестоко подавили марш стрельбой. Тогда погибли 13 безоружных демонстрантов, шестеро из которых были несовершеннолетними. Выпущенный к тридцатилетию событий фильм Пола Гринграсса в привычной режиссеру полудокументальной манере демонстрирует хронологию «Кровавого воскресенья» без морализаторства и выводов. Их зритель подведет самостоятельно и заодно поймет, почему «Кровавое воскресенье» — это «День, когда погибла невинность» и одна из многих постыдных страниц истории Великобритании.
Кто бы мог подумать, что чилийский фильм о плебисците 1988 года станет злободневным и актуальным для сегодняшней России. «Нет» посвящен всенародному голосованию в Чили, на котором народ решал судьбу находившегося у власти полтора десятилетия Аугусто Пиночета: диктатор пошел на этот странный на первый взгляд шаг, чтобы легитимизировать власть в глазах международной общественности. Оппозиции предоставили жалкие 15 минут ночного эфира — тогда они наняли успешного PR-специалиста, чтобы тот подготовил ролик о том, почему люди должны голосовать против продления полномочий Пиночета. Рекламная кампания, сфокусированная на светлом будущем без диктатора, внезапно оказалась успешной — большинство проголосовали против, а Пиночет был вынужден оставить пост. Фильм Пабло Ларраина, оформленный под рекламу конца 1980-х и снятый, будто на VHS- камеру, посвящен созданию концепции и съемках ролика, который изменил историю Чили.
«Дзета» Коста-Гавраса — один из главных политических фильмов в истории кинематографа, тем не менее о нем, к сожалению, знают не так много людей. Это как бы абстрактная и не имеющая первоисточника история о том, как в средиземноморской стране был убит популярный оппозиционный политик, а расследование его смерти привело к отставке причастных к нему членов правительства, произошла на самом деле, в Греции в начале 1960-х. Однако «Дзета» — это не просто псевдо-байопик и не историческое кино, а очень нервное и напряженное кино о победе справедливости и сборная солянка из разных жанров: политической драмы, криминального триллера и детектива.
Скандальный фильм эпохи Перестройки, который сначала был запрещен в стране, а потом стал один из главных событий советского кинематографа 1980-х. «Покаяние» — масштабная притча Тенгиза Абуладзе о принятии проблемного прошлого, крахе идеалов и грехах отцов. Сюжет этой политической аллегории посвящен смерти главы небольшого грузинского городка Варлама Аравидзе — на следующий день после похорон тело усопшего находят около дома его сына. Так повторяется несколько раз, пока не ловят виновницу — местную кондитершу, которая каждый раз выкапывала тело, потому что не могла смириться, что Аравидзе будет похоронен с другими жителями города. На суде она рассказывает причину своего поступка и правду о правлении Аравидзе. После его прихода к власти в городе царила тотальная паранойя и постоянные репрессии, в которых и погибла ее семья. Сын и внук Аравидзе отказываются верить в ее слова, но постепенно принимают правду — каждый по- своему.
6 мая 1938 года с официальным визитом к Бенито Муссолини в Рим прибывает Адольф Гитлер — эта дата стала символом сотрудничества и дружбы двух идеологий, Национал-социализма и Фашизма. Очевидно, эту знаменательную встречу и ее влияние в кино можно было обыграть по-разному — итальянский режиссер Этторе Скола смотрит на это событие с необычной стороны: он смещает фокус на знакомстве двух соседей по подъезду, которые в отличие от других жителей дома не ушли встречать фюрера. Обычная домохозяйка и мать шестерых детей Антониетта из-за случайности знакомится с антифашистом-геем Габриеле — такие разные, но одинаково одинокие они обсуждают свои жизни, режим Муссолини, спорят о возможности войны и наконец расстаются. В конце фильма обычная жизнь продолжится, но некогда фанатка Дуче Антониетта наконец-то поймет, что поддержка режима была ошибкой, в душе она поддерживает сопротивление.