В марте 2020 года легендарной комедии «ДМБ» исполняется 20 лет, но для поколения девяностых и нулевых это классика, которая не стареет. В преддверии грядущего юбилея фильма мы пообщались с режиссером культового «ДМБ» Романом Качановым и продюсером Сергеем Хотимским.
О том, как появилась идея снять «ДМБ»
Сергей Хотимский: На самом деле есть человек, который сыграл огромную роль в появлении этого фильма. Это Фаина Балк, моя тетя и, скажем так, ангел-хранитель для Ромы. Самое первое кино они вместе начали делать без какого-либо моего участия – это был «Максимилиан» в 1998 году. Фаина попросила меня заняться какими-то организационными моментами в этом фильме, поэтому ближе к концу я все-таки там появился. Идея фильма «ДМБ» фактически родилась в процессе постпродакшена «Максимилиана», и Рома тут же сказал, что сценарий они напишут с Ваней Охлобыстиным.
Вспоминаем лучшие сцены из «ДМБ» с режиссером Романом Качановым и продюсером Сергеем Хотимским
Роман Качанов: Сказать, что надо снять хороший фильм об армии, это все равно что ничего не сказать. Честно и скромно скажу, что если бы не было Сережи, Фаины и меня, то «кина» бы не случилось. Но кино – это процесс густонаселенный, и в нем появлялось много людей. Люди давали советы от души и считали себя причастными. И, в общем-то, некоторые действительно были к нему причастны. Были советы сделать историю про армию в духе КВН с какими-то такими героями. На что я сказал: нет, ребята, давайте все- таки делать кино. И благодаря этому получилось именно кино, а не телепередача.
О девяностых
Роман Качанов: В отрыве от времени «ДМБ» воспринимать не получится, надо понимать контекст. К этому моменту уже окончательно накрылось советское кино, а российское кино еще не появилось. И мы с Сережей были довольно сильно причастны к его появлению. Сергей Хотимский: Действительно, в тот момент были руины, из которых надо было что- то начинать. Но так как я представляю финансовую сторону вопроса, в этом была некая прелесть. Были недорогие бюджеты в практическом смысле, с нынешними цифрами они несравнимы. Киношники тогда в смысле работы были в ужасном положении. И мало кто решался снимать, потому что процветало пиратство, а кинопрокат «лежал». Это была эпоха видеокассет, которые все копировали как хотели. В то время существовало лишь видео, которое все воровали, и телевизор. Все пытались заигрывать с телевизионными форматами, и это добивало советское кино.
Роман Качанов: Сергею на тот момент было 19-20 лет. Мне тогда было 32 года, то есть я был уже практически древний. Но возраст Сергея меня не слишком плющил, потому что когда я сам начинал работать режиссером-постановщиком еще в далеком 1990 году, мне было 23 года. В этом случае молодость – вещь не самая вредная. Сергей Хотимский: Продюсеры, будучи наглыми, двадцатилетними и ничего не знавшими про кино, пытались очень активно вмешиваться в творческую часть, что-то требовали. Рома нас очень внимательно слушал и делал, как сам считал нужным.
Роман Качанов: Это наблюдение, возможно, поможет моим юным и молодым коллегам. Любое вмешательство в то, что выстроилось у тебя в голове, нужно очень сильно дозировать. Люди могут иметь самые благие намерения и совершенно разбомбить тебе твою идею. Нужно очень сильно держать себя в руках. Сергей вообще говорил, что Рома упертый и никого никогда не слушает. Меня порадовал этот термин, «упертый», своей объемностью и легкостью, я его запомнил.
Сергей Хотимский: Как продюсер я принимал в этом чуть более активное участие, но на самом деле мы скинулись на этот фильм вшестером-всемером. По сегодняшним меркам это были небольшие деньги, 120 тысяч долларов, 70 пошло на фильм, 50 – на рекламу, но на фоне кризиса 1998 года сумма была заметной. Когда ты снимаешь любое кино, то мысленно должен расстаться с деньгами в самом начале, потому что вероятность успеха даже меньше 50%. Но эта история оказалась на удивление удачной. В некоторых своих интервью я шутил: мне не повезло, мой первый фильм был коммерчески крайне успешен. Возможно, если бы он не был успешен, я бы сэкономил много денег и времени на последующих проектах.
Блиц: как хорошо Сергей и Роман помнят свой фильм
Роман Качанов: Что было действительно неожиданно – никто не мог надеяться на такой выхлоп от фильма. Поскольку я снимал его на частные деньги – а других тогда вообще не было, да и частных было немного, – в какой-то момент мне все-таки надо было показать материал. Этот момент я переносил все дальше и дальше, как мог. У меня был не озвученный фильм, без музыки, без шумов. А рядом на студии у меня монтировал Гарик Сукачев свою картину «Праздник». Я говорю ему: Гарик, у меня фильм недоделанный, люди могут что-то не понять. Вот сядь здесь и своей красотой и талантом просто отвлекай их внимание. Он материал к этому моменту видел. Гарик пришел и сел, приехали ребята, Сережа, Фаина Львовна. Молча посмотрели фильм без музыки, шумов, закадрового текста. После просмотра все улыбнулись, вежливо руку мне пожали, сказали: ну дорабатывай, озвучивай. По прошествии небольшого времени я спросил у них: а что вы пережили в тот момент? Они сказали: ну мы решили, что спишем это на убытки.
Сергей Хотимский продюсер (справа), Роман Качанов режиссер (слева)
О подборе актеров и процессе съемок
Роман Качанов: Тогда был переходный период и качественных молодых актеров было очень мало, то есть их не было вообще. Юноши тогда шли в бандиты, а девушки, скажем политкорректно, – в модели. Так что кастинг был серьезный. Я отсмотрел человек 120- 150, и то, как я отобрал трех главных актеров, это была в любом случае лотерея во всех смыслах этого слова. Было совершенно непонятно, справятся они или нет.
Сергей Хотимский: Рома, конечно, угадал тогда в процессе подборки и Дужникова, и Панина. Их тогда никто не знал, и для них это была, наверное, первая работа. Думаю, что с точки зрения задач, которые стояли непосредственно в «ДМБ», актеры хорошо все реализовали.
Роман Качанов: Мне потом уже сказали, что это фирменный стиль. Но я специально им сказал, чтобы они говорили речитативом, чтобы актерам упростить задачу.
Сергей Хотимский: Фирменный стиль еще и в том, что закадровый голос часто повторяет только что произнесенные фразы. Когда-то мне показалась эта идея странной, но она реально сделала фильм. Это, кстати, одна из причин, почему из рабочей сборки ничего нельзя было понять. Ты никак не можешь прогнозировать этот эффект.
Роман Качанов: Съемки проходили на Хорошевском шоссе и в Крылатском, на расстоянии трех километров. Вообще тогда было забавно, конечно. Не было мониторов, чтобы посмотреть кадр. Пока не надоедало, смотрел оператору в визир кинокамеры, а потом уже думал: да ладно, пусть снимает. Но здесь действительно важен момент доверия. И ребята-продюсеры мне доверяли. Вы знаете, когда доверяют, это не самая плохая ситуация. Сереж, расскажи, сколько раз ты приезжал на съемки? Ты же не мучил меня своими посещениями?
Сергей Хотимский: Несильно, да. Я в начале и в конце приезжал только, тарелку там разбить, на какие-то дежурные моменты.
О премьере «ДМБ» и о том, как зрители приняли фильм
Сергей Хотимский: Когда прошла премьера фильма, стало понятно, что на него зрители реагируют довольно позитивно. Реакция была чуть-чуть смешанная, потому что ясно, что фильм смешной, но формат не стопроцентно находил у аудитории понимание. Мужчины и женщины реагировали на него немного по-разному. Но стало ясно, что огромная часть людей скажет: это стопроцентно мое, это про мою жизнь, про мой опыт, я вот так служил.
Роман Качанов: С коммерческой точки зрения тогда никто не думал, что так долго все это проживет, и к имущественным и авторским правам отнеслись довольно легкомысленно – продали их на ТВ лет на 100. Сережа со свойственной ему скромностью сделал премьеру в свой день рождения. Понятно, что если бы мы закончили фильм летом или осенью, это было бы сделать сложнее. И ко мне подходили какие-то товарищи с вопросом: а что ты за фигню-то снял? Я говорю: ребята, вы не понимаете, что это новое слово. Меня спрашивали – а в чем? Да во всем.
Сергей Хотимский: Фильм сейчас стали воспринимать хуже, чем раньше. По мере того как поколения меняются, те, кто не имел этого советского армейского опыта, уже сложнее воспринимают картину.
Роман Качанов: Ну, я хочу сказать, что несколько десятков миллионов человек, которые практически наизусть знают фильм, – это не так уж и плохо. Сергей Хотимский: Фильм обладает удивительным свойством – тот, кто его любит, он его не забывает, он им живет. Он разобран на цитаты, и это факт.
О телевизионном продолжении «ДМБ»
Сергей Хотимский: К этому преступлению не все из нас имеют отношение.
Роман Качанов: Это к Сереже, это не ко мне. Я снимал свой «Даун Хаус».
Сергей Хотимский: На тот момент это была популярная идея: если есть хорошая киношная история, обязательно надо снять набор ее сиквелов. И поскольку телевизор хорошо воспринял кино, мы первые три серии по каким-то Ваниным строчкам отсняли, а потом уже и без Вани сделали следующие 12, по-моему, эпизодов. Потом второй раз такую же процедуру провернули. И в итоге…
Роман Качанов: Просрали фильм.
Сергей Хотимский: Это ты, кстати, зря, потому что телевизор тогда, как я уже сказал, был основным источником средств. А за счет того, что продали уйму дополнительных серий на ТВ, мы неплохо заработали. Парадокс того времени заключался в том, что все было против кино. У сериалов бюджеты были скромнее, и к ним предъявлялось гораздо меньше художественных требований. И так тогда делали не только мы – было много аналогичных историй, насколько я помню.
Роман Качанов: Я сказал «просрали» не в обиду. Но я считаю, что это можно было сделать гораздо продуманнее. С другой стороны, в отсутствии продуманности иногда нет ничего плохого, это исходило из самого алгоритма, а сам алгоритм был правильный. Нужно было делать четко, правильно и спокойно вступать на неизведанную территорию.
О том, где служили
Роман Качанов: Понимаешь, я служил в настолько секретной части, что не могу до конца раскрыть все нюансы. Но я служил.
Сергей Хотимский: Рома с Ваней Охлобыстиным служили, а я финансировал этот перенос опыта службы в творчество. Имел отсрочку. Ждать ли возвращения дембелей 20 лет спустя?
Сергей Хотимский: Тут уже обратная ситуация – если Рома решится, то конечно. А я уже свой продюсерский путь завершил и вряд ли когда-то к нему вернусь. Если Рома сделает, то я буду верным и преданным зрителем.
Роман Качанов: Уже даже не каждый второй, а каждый первый спрашивает об этом. Посмотрим, ничего в этой жизни исключать нельзя.
Сергей Владимирович Хотимский родился в 1978 в городе Москве. В 1999 году окончил Международный университет в Москве (МУМ) по специальности «Юриспруденция». В конце 90-ых — начале 00-ых Сергей Хотимский участвовал в создании знаковых для российского кинематографа художественных фильмов.
С 2001 по 2005 годы Сергей стал продюсером легендарной киноленты «ДМБ» производства студии «Полигон», а также продолжений фильма и сериала по его мотивам («ДМБ-003», «ДМБ-004» и «ДМБ: снова в бою»). Позднее он также выступил продюсером кинофильмов «Теория запоя» и «Арье».
В 2002 году Сергей уходит из кинобизнеса в банковскую сферу, став вместе с партнерами акционером небольшого Костромского банка «Буйкомбанк», который впоследствии был переименован в Совкомбанк. На текущий момент входит в состав наблюдательного совета ПАО «Совкомбанк» и принимает непосредственное участие в управлении банком на должности Первого заместителя Председателя правления.