До «Гаттаки» далеко, хотя среди подобного рода подростковых фильмов «Посвященный» не затерялся, правда, и выше остальных не прыгнул
До «Гаттаки» далеко, хотя среди подобного рода подростковых фильмов «Посвященный» не затерялся, правда, и выше остальных не прыгнул.
Мир будущего – это мир без войн, конфликтов, разделения и различий. Новые коммуны – это сообщество людей, ограниченных строгими правилами, с детства распределяемых по профессиям и должностям. Но даже в этом стерильном предсказуемом обществе находится юноша по имени Джонас, отличающийся от других, видящий чуть больше и слышащий чуть дальше. Ему суждено стать Избранным, Принимающим воспоминания. Пройдя процедуру первого знакомства с миром эмоций, которых лишены остальные его сограждане, Джонас решает, что никакие блага цивилизации и никакой идеальный порядок не способны заменить любовь, музыку и смех, и берется изменить положение вещей.
Кому не хочется повторить успех «Сумерек» или «Голодных игр»? Попасть в тренд подростковой и юношеской постапокалиптики, замешанной на романтике первой большой влюбленности, или мистики, контрастирующей с понятными земными чувствами. Сколько попыток войти в эту воду мы уже видели? «Рубиновая книга» и «Прекрасные создания», «Гостья» и «Дивергент», сериал «Сотня» и «Академия вампиров» – пока никто даже близко не завоевал тех позиций, что с боями отбили Китнисс Эвердин и Белла Свон. Знакомьтесь, у нас новый претендент – «Посвященный».
Новый фильм Филлипа Нойса имеет с предшественниками-конкурентами много общего. Снова постапокалиптическое общество будущего, строящее благополучие сомнительным способом, снова загадка происхождения и причин «избранности», снова подростковый максимализм и стремление разрушить мир взрослых «до основания, а затем…». Но есть и существенное отличие: «Посвященный» на передний план выводит необычного для этого жанра героя – юношу, в то время как обычно испытания в подобных фильмах принято возлагать на хрупкие девичьи плечи. Такая замена оставляет странное впечатление. Мы привыкли к тому, что девицы из других картин в определенный момент чувствуют в себе новые необычные силы и превращаются в фурий, но Джонас из «Посвященного» не становится другим, он становится собой. Скучным собой.
В этом главный трюк книги «Дающий» американской писательницы Лоис Лоури, ставшей основой сценария «Посвященного». Роман совсем не об угрозах будущего, не о мире после ядерной войны, глобальной эпидемии или инопланетного вторжения, роман о том, что нашу сегодняшнюю жизнь делает жизнью, о нашей памяти, об эмоциях положительных и не очень. Фильм много внимания уделяет воспоминаниям, размышлениям о том, нужны ли нам только светлые памятные моменты или память о потерях и трагедиях важна не меньше. Надо ли ограждать себя от тяжелого опыта человеческих войн, или, только впитывая ужасы, беды, кровопролития нескольких поколений, человек становится человеком. Это интересные вопросы, достойные серьезного обсуждения, но тут, к сожалению, «Посвященный» натыкается на суровый меркантильный мир Голливуда, которому не до философии и розовых соплей. Книга Лоури – чтение неспешное, почти медитативное, такое кино современным подросткам не продашь. Авторы посчитали, что ленте нужно больше экшена, и катастрофически разбалансировали картину, из притчи о человеческом внутри нас «Посвященный» превратился в обыкновенный подростковый летний боевик с непрописанным миром, скомканными целями героев, сомнительным способом «всемирного оздоровления». Если читатели что-то и уловят, то зрители «с улицы», мягко говоря, останутся в недоумении от умозаключения «Чтобы ко всем вернулась память, нужно перелезть через забор».
Нельзя сказать, что это точечный промах сценаристов, режиссера или актеров. Скорее блеклость (в переносном смысле, в прямом с ней на экране все в порядке) «Посвященного» – результат совокупного просчета. Сценаристы не «докрутили» Вселенную, Нойс оказался суховат для юношества, а актеры стараются вхолостую. Да, как обычно, хорош в роли брюзжащего старикана Джефф Бриджесс и, как всегда, на три головы выше окружающих Мерил Стрип, но по большому счету поражать чем-то из своего актерского арсенала здесь им просто негде. Брентон Туэйтс пока не нашел себя и недалеко ушел в плане широты возможностей от какого-нибудь Логана Лермана.
В результате «Посвященный» выглядит черновиком, пробной попыткой, репетицией, где все немножко схалтурили, кроме, разумеется, автора оригинальной книги. Это было бы оправданно, будь фильм первым шагом большой франшизы, но, во-первых, литературные продолжения «Дающего» рассказывают о совсем иных героях, а во-вторых, кто из перечисленных вначале конкурентов смог сделать второй шаг? Запланированный трилогией при любых результатах «Дивергент» да «Сотня», которую на телевизионном безрыбье пришлось продлить при ужасающем качестве? Как видно, заявить о себе в будущем – задача нехитрая, выжить – это уже посложнее. «Посвященный», как ни грустно, лишен того самого цвета и эмоций, про которые фильм рассказывает зрителю. А без этого его завтра может и не наступить.