Неплохо придуманный финал фантастического цикла «Обители зла», который испорчен сверхбыстрым монтажом
В очередной раз преданная сотрудниками корпорации «Амбрелла» Элис (Милла Йовович) получает сообщение от «Красной королевы» – суперкомпьютера «Амбреллы». Искусственный интеллект утверждает, что он перешел на сторону обычных людей, оставшихся в живых после зомби-эпидемии, но он все равно вынужден выполнять приказы боссов корпорации, которые планируют добить человечество и заново заселить Землю. Поэтому «Красная королева» объясняет Элис, как та может остановить «Амбреллу». Для этого женщине нужно вернуться в подземный комплекс под Ракун-сити, где начались ее приключения.
На протяжении пяти серий «Обители зла» режиссер Пол Андерсон и его коллеги рассказывали зрителям историю противостояния «хороших парней» со зловещей корпорацией «Амбрелла». Изначально цикл создавался в расчете на фанатов видеоигрового сериала Resident Evil, но он давно и далеко отошел от сюжетной канвы, придуманной японскими игроделами. Сейчас его аудитория – его собственные поклонники, сохранившие верность «Обители зла» и Милле Йовович, несмотря на очевидные дефекты сериала и уничтожающую критику в СМИ. Что же предлагает своим фанатам заключительная, шестая серия цикла, придуманная и снятая Андерсоном?
Прежде всего, «Последняя глава» предлагает забыть почти всех вспомогательных персонажей цикла, кроме Клэр Редфилд и Альберта Уэскера. Джилл, Карлос, Леон, Ада, Крис – никто из них в фильме не появляется и не упоминается. Что, с одной стороны, разочаровывает, а с другой стороны, позволяет сюжету сосредоточиться на Элис и «Амбрелле».
Правда, у Элис и Клэр есть спутники, вместе с которыми героини проникают под землю, но это лишь «пушечное мясо» для демонстрации смертоносной защиты комплекса. В фильме даже есть мрачная шутка по поводу того, что кое-кто из новых персонажей слишком долго остается в живых. Достаточно сравнить, как бледно подана героиня Руби Роуз в «Последней главе», с тем, какой яркой была ее героиня в недавнем боевике «Три икса: Мировое господство», чтобы понять, какой из этих фильмов заинтересован в «командном», а какой – в «сольном» повествовании.
Далее, «Последняя глава» предлагает забыть все мелкие сюжетные нюансы предыдущих лент, кроме тех, которые фильм в нужный момент напомнит. Поклонники цикла уже беснуются в Интернете, клеймя Андерсона за то, что лента одновременно отсылает к предшествующим событиям и переиначивает устоявшуюся мифологию сериала. Иными словами, чем менее серьезно вы относитесь к «Обители зла» и чем хуже вы помните предыдущие ленты, тем большее удовольствие вы можете получить от нового сюжета. Правда, определенная любовь к «Обители зла» вам все же потребуется. Особенно к самой первой картине, поскольку возвращение в Ракун-сити в «Последней главе» теснее всего связано с событиями ленты 2002 года. Так, в кульминации новой ленты существенную роль играет лазерное «сито» на входе в комплекс, убивавшее спецназовцев в начале самой первой «Обители зла».
По традиции сериала сюжет «Последней главы» не отличается вменяемостью и изобилует прорехами. Зато он отвечает на многие вопросы, поставленные на протяжении цикла, и завязывает на повествовании изящный финальный бантик. Да, поведение боссов «Амбреллы» остается безумным, но в этом безумии наконец-то появляется логика. Хотя и очень, очень странная для руководителей концерна.
Но довольно о сюжете – на «Обители зла» в основном ходят ради фантастического экшена, а не ради сценарных перипетий. Экшен в «Последней главе» исключительно разнообразен – от сражений с киборгами до битв с летающими мутантами и от грандиозных баталий до напряженных поединков. Гонки, взрывы, перестрелки, рукопашный бой – в фильме все это есть, и лента не раз выставляет против Элис могучих врагов, способных ее победить, или ставит героиню в ситуации, где у нее немного шансов выжить. Также картина нередко заходит на поле хоррора и заставляет Элис бродить по темным залам и коридорам, где отовсюду может наброситься нежить.
К сожалению, вся эта пестрая палитра испорчена главным дефектом фильма – сверхбыстрым монтажом, который превращает почти каждую боевую сцену в мельтешащую головоломку «Что сейчас случилось и что это был за удар?». Хоррор может скрывать от публики монстров, потому что чудовища становятся страшнее, когда зрители додумывают их по своему вкусу. Экшен же, наоборот, должен смаковать боевое мастерство персонажей, а не прятать его за монтажными склейками. Ясно, что Андерсон таким образом маскирует скудость 40-миллионного бюджета картины, но нам какое дело до того, чего режиссер не мог себе позволить? Кроме того, лучше несколько отличных боев, чем целый фильм экшена, от которого у зрителей болит голова.
Если главный недостаток картины – ее монтаж, то главное достоинство ленты – харизма Миллы Йовович и Иэна Глена, который сыграл основного противника Элис, доктора Айзекса из верхушки «Амбреллы». В то время как Йовович привычно убедительна в роли несгибаемой главной героини, Глен, некогда снявшийся во второй и третьей сериях цикла, в «Последней главе» создал мощный образ «финального босса», олицетворяющего силу, безумие и коварство своей корпорации. Про прочих актеров фильма что-то хорошее сказать трудно, но их слабая игра картину особенно не портит, поскольку лента выстроена вокруг Йовович и Глена.
В целом «Обитель зла: Последняя глава» – не «ужас, ужас, ужас», как пытаются уверить публику некоторые рецензенты, и картина вполне могла бы оказаться достойным фантастическим боевиком, если бы Андерсон не замучил ее монтажом. А так это зрелище только для тех, кому не терпится узнать, как британец закончил свое многолетнее повествование и сколько монстров Элис накрошит в своем заключительном приключении. Кстати сказать, «Последняя глава» не закрывает наглухо дверь цикла. При желании Андерсон и Йовович могут продолжить сериал, хотя им лучше заняться чем-нибудь другим.
С 16 февраля в кино.