Считаные дни остались до старта седьмого сезона «Ходячих мертвецов», и совсем недавно закончился второй сезон его спин-оффа «Бойся ходячих мертвецов»
«Ходячие» – отличное шоу, и любят его заслуженно. Но действие его привязано к определенной местности, и все эти годы фанатов не могло не волновать, что же происходит в других штатах, куда главные герои еще не добрались (и даже не пытаются добираться). Неудивительно, что, когда был анонсирован спин-офф, многие зрители видели это так: берется кто-то из уже представленных им героев, засылается в другое место – profit!
На деле все вышло совсем иначе. Те, кто ожидал, что «Бойся ходячих мертвецов» станет ответвлением от основного сериала, после первого сезона были несколько разочарованы: спин-офф хоть и берет начало в том же мире 2010 года, где случился зомби-апокалипсис, но сюжетно он никак с магистральным сериалом не связан. К счастью, именно это обстоятельство позволило ему стать чем-то большим, чем просто «добавкой к основному блюду».
Зомби-сериалы канала AMC, безусловно, состоят в симбиозе, но не в плане сюжета, а на других, более глубоких уровнях. Они не соревнуются между собой, а, напротив, ищут незанятые ниши: каждый старается дать аудитории то, чего нет у его собрата, и есть основания утверждать, что зритель от их изолированности более выигрывает, чем проигрывает. На наш взгляд, именно заметный контраст между обоими телешоу позволяет им хорошо работать в паре. «ХМ» и «БХМ» взаимно дополняют друг друга, а в чем именно – мы сформулировали ниже.
1. Развитие персонажей
При всех своих плюсах оригинал уже оторвался от реальной жизни настолько, что даже зомби в нем иссохли и начали разваливаться от старости. Это уже совсем не та Америка, которую когда-то застал конец света: ресурсы давно разворованы и съедены, все сантименты остались в прошлом, слабые люди погибли, а те, кто выжил, превратились в закоренелых убийц. Они не выходят из дома без оружия, никому не доверяют и стреляют раньше, чем включают мозг. Все это, конечно, само по себе неплохо – персонажи благополучно научились выживать в изменившемся мире. Но сопереживать этим героям уже не очень-то просто. Герои «Бойся ходячих» – совсем другое дело: их жизнь улетела в тартарары совсем недавно, поэтому они все еще отходят от шока и пытаются остаться людьми в изменившемся мире, где невозможно выжить, не запачкав рук. Хорошо это или плохо, но «БХМ» все еще богат на самокопательные диалоги. Пусть не все герои нового телешоу одинаково симпатичны (а некоторые даже злят), все же следить за их трансформацией интересно – особенно на фоне персонажей основного сериала, уже давно освоившихся в зомби-мире и ставших довольно скупыми на эмоции; их риторика сегодня по большей части сводится к простым рассуждениям в духе «как бы нам убить всех врагов». Конечно, и у профессионалов, и у новичков есть свои привлекательные стороны, но когда не нужно выбирать между первыми и вторыми, то это еще лучше, разве нет?
2. Локации
Основной сериал, как известно, – это леса, дороги и поля штата Вирджиния. Локации продиктованы исходным комиксом, и, в общем-то, на природе, где посторонние не лезут в кадр, просто удобней и дешевле снимать. Но когда фон не меняется из года в год, зритель начинает испытывать некоторый голод по свежим ощущением. В этом смысле спин-офф – настоящий кладезь новых декораций: тут тебе и погибающий от эпидемии Лос-Анджелес (в оригинальном телешоу оставленный за кадром), и море, и острова, и горы, и пустыни. Одна Мексика с ее экзотическими верованиями, бандитами и природными красотами чего стоит! Где вам еще покажут полицейских и военных, сражающихся с зомби? В «Ходячих» уже точно не покажут – поезд давно ушел. А зомби, поедаемого крабами? Что ни говори, поместить героев на яхту или в огромный курортный отель – это прекрасные идеи с мощным развлекательным эффектом. Если у кого-то из зрителей и накопилась усталость, связанная с некоторой монотонностью декораций «ХМ», то после такой возможности отвлечься ее должно снять как рукой.
3. Сюжетная (не)предсказуемость
Безусловно, литературная основа является сильной стороной «Ходячих». И она же, к сожалению, является кладезем спойлеров, позволяя всем желающим подсмотреть, в какую сторону в общих чертах будет развиваться сюжет. Впрочем, сегодня предсказуемость шоу состоит не только в этом. Даже тем, кто никогда не брал исходный комикс в руки, очевидно, что к седьмому сезону «долгожители» сериала превратились в VIP-персон с неприкасаемым статусом. Команду здорово потрепало за сотню эпизодов, к сегодняшнему дню парк положительных персонажей тщательно прополот и очищен от «сорняков», остались только самые важные люди – протагонист Рик и его ближайшее окружение. Они слишком любимы и уважаемы зрителями, поэтому живут до абсурдного долго, выпутываясь из любых передряг. Но кого тогда скармливать зомби? Чтобы сохранять «мясную» репутацию шоу, сценаристы вынуждены вводить в каждом сезоне новых персонажей, помельче и пожиже – таких, которых не жалко будет кинуть в пасть телерейтингам, когда понадобится кого-то красиво пришить. Бедняги не успевают толком «подрасти» и примелькаться, стать важными или даже необходимыми – и так повторяется раз за разом. «Бойся ходячих» пока умудряется этой карусели избежать: как минимум потому, что новый сериал изначально никому не обещал гор трупов (по словам шоураннера Дэйва Эриксона, это вовсе не хоррор, а «семейная драма с зомби»), что позволяет авторам обходиться без реального «жесткача», сосредотачиваясь больше на внутрисемейных проблемах, чем на зомби-угрозе. Пока что им удается сохранять напряжение без лишней крови, отправляя основных героев на тот свет весьма дозированно, и еще остается некоторый запас неприятных персонажей – «балласта», который можно при необходимости принести в жертву. Но даже если протагонисты начнут убивать друг друга или отправятся на плоту в Россию, это не вызовет ни у кого такого шока, как вызвали бы аналогичные действия в «Ходячих». Просто мы уже научились понимать, чего можно ждать от Ника – он стал более-менее понятным, прозрачным, предсказуемым, как член семьи, за которым наблюдаешь много лет. А вот на что способен Трэвис Манава, с которым аудитория еще толком не знакома? Как показал второй сезон, этот школьный учитель и его семья еще способны на сюрпризы.
4. Злодеи
Спин-офф страдает явным дефицитом ярких злодеев, а те, что появляются, слишком быстро гибнут. И это, в общем, объяснимо: когда персонажи не сидят на месте, злодеям сложно оставаться с ними в контакте, развязать эффектное противостояние, развернуться как следует… Зато у «Ходячих» с этим никаких проблем нет: основной сериал охотно и любовно выращивает своих негодяев, дает им достаточно пространства и получает соответствующий результат. Конечно, нельзя сказать, что в жизни персонажей спин-оффа не хватает опасностей: безрассудные поступки под девизом «давайте доверять всем встречным», постоянно совершаемые ими, сами по себе несут столько проблем, что только успевай расхлебывать. Возможно, поэтому семью Трэвиса Манавы пока не сталкивают с по-настоящему серьезными злодеями, да и, честно говоря, времени с начала эпидемии прошло не настолько много, чтобы сформировать подонков нового типа – садистов, насильников и каннибалов, более опасных, чем сами ходячие мертвецы. Сын Трэвиса Крис, конечно, очень постарался таким злодеем стать и добился в этом деле кое-каких успехов. Но факт остается фактом: моральные уроды типа Губернатора или Нигана, сеющие зло и массовое насилие, пока что остаются прерогативой «Ходячих». Этот штучный товар – одна из важнейших составляющих успеха сериала и одна из главных причин, почему зрители, даже поругивая новые сезоны, продолжали их смотреть.
5. Главный герой
В основном сериале четко обозначен главный герой – Рик. Это хорошо, поскольку любого другого персонажа на месте эффективного лидера там представить попросту сложно. В «Бойся ходячих мертвецов» людей, претендующих на лидерство, несколько – во всяком случае, так это выглядит. И это тоже по-своему неплохо, поскольку оставляет зрителю возможность выбора, за кого ему болеть (кроме того, можно рассеивать персонажей по разным местам и снова их собирать без провисаний сюжета). Если же предположить, что в центре здесь тот, кто обладает наибольшей харизмой, т.е. бывший наркоман Ник, одновременно похожий на молодых Джеймса Франко и Джонни Деппа, то и в этом случае наблюдается заметная разница с «ХМ». Судите сами: Рик начинал свой путь как положительный персонаж, хороший парень, постепенно ожесточившийся и превратившийся в безжалостного волка (по прошествии нескольких сезонов ему уже ничего не стоит убить любого, кто поставит его команду под угрозу). Ника, наоборот, зомби-апокалипсис повернул в другую сторону: до эпидемии он был конченым торчком, за жизнь которого никто не дал бы и гроша, но перенесенные испытания очистили его, превратив в положительного, даже приятного человека. Кто-то может придерживаться альтернативного мнения, считая, что лидер – это самый решительный, самый упрямый персонаж, то есть Мэдисон, мать Ника. Но даже если и так, спин-офф с женщиной во главе все равно не становится похожим на «Ходячих», где мужчина является однозначным лидером.
6. Тональность, темп, художественные приемы
«Бойся ходячих» намеренно сконструирован иначе, нежели предшественник. По картинке он куда красочней (синее море, яркая зелень, желтый песок), по настроению – не такой мрачный (как минимум в нем встречаются забавные моменты), по темпу – гораздо неспешней (многие сцены сняты задумчиво, созерцательно и разворачиваются чуть ли не в реальном времени), по наполнению – скорей мыльная «говорильня», чем «экшен», и в целом новый сериал заметно чаще радует глаз интересными художественными приемами, нежели «ХМ». Таким образом, пока основной сериал дорожит устоявшимся стилем и каноном, спин-офф пользуется творческой свободой (ну, в пределах выделенного телесетью бюджета, конечно). Эта разница в подходах способна удовлетворить самые разные вкусы, если не выбирать между двумя сериалами, а смотреть сразу оба.
Итого
В общем, заметно, что авторы спин-оффа постарались по максимуму отделить его от основного телешоу – они попросту не видели смысла делать клон уже существующего сериала. Конечно, не все их решения пошли на пользу рейтингу (между началом и концом второго сезона «БХМ» успел потерять половину зрителей), и у нового сериала по-прежнему хватает слабых мест, так что похвалы в его адрес звучат скорее авансом, чем по факту. Хотя и «Ходячие» поначалу не хватали звезд с неба. А спин-оффу вдобавок пришлось посражаться за аудиторию с «Игрой престолов», транслировавшейся в те же часы. Но, как бы там ни было, даже после всех потерь «Бойтесь ходячих» обходит по популярности другие сериалы AMC, что обеспечило ему благополучное продление на третий сезон. У зрителей еще есть время распробовать это блюдо и оценить, насколько аккуратно оба зомби-шоу дополняют друг друга, а у авторов появилась возможность провести очередную работу над ошибками и подкрутить настройки. Так что, как говорят американские радиодиджеи, stay tuned. Что получится – увидим через год.