Тиранозавр Рекс подошел ко мне вплотную. Я во всех кошмарных подробностях видел его первобытную пасть, саблевидные зубы и даже прожилки на его нервно пульсирующем языке с каким-то шипом посередке. Слюна с зубов стекала мне на штанину, и он возбужденно фыркал мне в лицо, обдавая зловонным дыханием… нет, до дыхания, пожалуй, еще не дошло. Хотя уже ничто не мешает установить, при необходимости, в переднем кресле соответствующие фыркалки с синтезаторами запахов, как это делалось в свое время в некоторых американских кинотеатрах, приверженцах гиперреализма.
Удивительное это действо происходило близ московских Химок, где около полугода назад открылся первый в России кинотеатр системы IMAX с семиэтажным экраном. Размер, конечно, имеет значение, что уже оценили первые посетители кинотеатра, но теперь началась новая фаза его жизни и новый уровень изумления, которое там испытываешь. Началась эра 3D, в просторечии – трехмерного кино.
К опытам, которые проводились у нас в 50-х годах в столичном кинотеатре "Стереокино", располагавшемся в гостинице "Москва" (безочковая система), а также в арбатском кинотеатре "Октябрь" в 70-х (система с поляроидными очками) новое кинозрелище имеет очень отдаленное отношение. Разработки канадских специалистов позволили соединить технологии суперэкрана, который заполняет почти все поле зрения зрителя, с новейшими достижениями звукотехники, проекционной и пленочной индустрий. Стереоэффект здесь также достигается при помощи специальных очков. На экран проецируются одновременно изображения для правого и левого глаза, а линзы очков, в свою очередь, пропускают к своему глазу только соответствующую картинку. Вашему мозгу остается сложить два изображения в единую и абсолютно реальную объемную картинку – результат ошеломительный. Такой сеанс – хорошая тренировка для зрачков: приходится все время менять угол и дальность зрения, фокусируя его то на горизонтах, лианах и скалах, то на каком-нибудь птеродактиле, подлетевшем прямо к вашей макушке.
Проектор, установленный в кинотеатрах IMAX, дает луч такой мощности, что если его поставить на Луне, то, говорят, мы могли бы невооруженным глазом наблюдать на щеке ночного светила светящуюся мушку. Пленка широкая, в проекторе движется горизонтально, и кадр, расположенный вдоль такой пленки, в десять раз превышает площадь обычного кинокадра. Разрешающая способность этой пленки невероятна: создается столь мощный пространственный эффект, что появившегося рядом рыжего котенка тянет погладить, а мультипликационному муравью Антцу, вставшему из соседнего ряда, хочется пожать лапу (или что там у него вместо руки) на правах старого знакомца.
А еще на этом сеансе мы поплавали в океанских глубинах, окруженные стаями непуганых рыб, и наблюдали, как у нас под носом кто-то кого-то ел. Интересно, что технология 3D адресована каждому зрителю персонально, и если мяч, посланный с экрана, ударяет мне в лоб, то вздрагивают все зрители кинозала, ибо каждый испытал точно такое же ощущение.
На первом пресс-показе новой системы журналисты увидели сборный коктейль из фрагментов картин, которые в ближайшее время появятся на экране Nescafe-IMAX, рекламно-ознакомительное лазерное шоу, предваряющее каждый сеанс суперкинотеатра, и большой кусок из фильма "Т-Рекс. Исчезновение динозавров", который 17 сентября стартует в Химках.
Выбор этой картины 1998 года для знакомства с 3D трудно признать самым удачным. Тем, кто будет разочарован, надо набраться терпения и веры в эти технологии: впереди нас ждут потрясающие зрелища. Картина Бретта Леонарда застряла между научно-популярным и игровым сюжетами: палеонтолог с дочкой занимаются раскопками, пока однажды девочке не приснится, что палеонтологический музей превращается в реальные мезозойские джунгли, и тогда, после долгого ожидания, мы, наконец, увидим то, за чем пришли, – великолепно сделанную компьютерную 3D-анимацию. Такое кино пока в основном аттракцион, там не ждешь разработки характеров (она в этом фильме первобытна), но хочется сокрушительных впечатлений, а "Т-Рекс", в сравнении с другими образцами 3D-кино, на впечатления скуп. Хотя начальные эпизоды пролета над степями Альберты и особенно сцены в горах все-таки поражают воображение: мы зависаем над пропастями, и стереоэффект здесь очень силен. Увы, в фильме много павильонных сцен, которые слегка напоминают ожившие муляжи из музейных "панорам" и быстро становятся скучными.
Тем не менее, впечатлений хватит надолго. Особенно в предвкушении того, что мы увидим вскоре. По рекламным роликам можно было убедиться, что особенно эффектны в 3D подводные и космические съемки, а также анимационные фильмы (знакомые кадры из "Муравья Антца" обрели пространственную эпичность, а главное, стали фактом не экрана, а как бы самой жизни: это ведь лично мне подмигнул муравей, причем не с белого полотна, а из соседнего кресла).
3D-технологии дают новое измерение научно-популярному образовательному кино и фильмам-аттракционам, а станут ли они когда-нибудь фактом серьезного искусства, сказать пока нельзя. Для этого нужно, чтобы пришел некий гений, который увидит здесь новые выразительные возможности и приспособит их к художественным задачам. Первую попытку в этом направлении сделал Джеймс Кэмерон, снявший 3D-фильм "Призраки бездны: Титаник" в реальном, покоящемся на океанском дне "Титанике": он как бы оживил полураспавшееся судно, населил поросшие водорослями палубы светским людом и реконструировал события в реальной обстановке. Здесь трехмерное изображение дает не только аттракционный, но и художественный, эмоциональный эффект: мы оказываемся среди терпящих бедствие людских масс и лично переживаем ужасы той трагической ночи.
Но все это, повторяю, нам покажут еще не сегодня: Джеймс Кэмерон имеет обыкновение лично представлять публике разных стран свою первую трехмерную картину, и все зависит от того, когда он найдет время приехать в Россию.
Текст:Валерий Кичин
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.