С этой недели в прокате «Родные» — российская комедия об обычной семье, которая отправляется на Грушинский фестиваль, чтобы отец мог исполнить там авторскую песню. В честь выхода картины мы вспомнили еще 6 представителей редкого для отечественного кинематографа жанра роуд-муви: от «Бумера» до «Овсянок».
Дебютный фильм Андрея Звягинцева — это история одного неудачного приключения: впервые за 12 лет вернувшийся отец забирает двух братьев в метафизический поход: старший рад появлению отца и возможности провести время вместе, младший никак не может назвать неизвестного мужчину «папой». Реалистичная драма о семейном приключении под конец превращается то ли в религиозную притчу о Боге, то ли в поэтичную историю взросления с исследованием «маскулинности». Впрочем, не так важен формат фильма, сколько эмоции, которые дарят зрителю неловкое приключения и его шокирующий финал.
Чем «Бумер» — пацанская классика, романтизировавшая криминальный образ жизни в начале нулевых, — не роуд-муви? Четверо братков бегут из Москвы на угнанном «бумере» после случайной перестрелки, в которой был убит крот из ФСБ. Черный БМВ везет не только героев, но и сюжет — для кого-то примитивный и глупый, а для кого-то ставший сакральным. Можно долго припоминать «Бумеру» надоедливую мелодию и поколение зрителей, впечатленных финальным предательством Димона, но нельзя не признать, что это редкая для нашего кино криминальная драма, в которой пафос разборок и житейских мудростей заменила меланхолия дороги.
«О чем говорят мужчины» — это однозначно вершина творчества «Квартета И», участники которого в ряд выпустили не менее удачные экранизации своих спектаклей «День радио» и «День выборов». Тогда казалось, что для них нет ничего невозможного — они ведь не только спасли отечественную комедию от налета нелепых пародий тех лет («Самый лучший день» и «Гитлер капут»), но и умудрились сделать умный, разговорный хит. Формально это роуд-муви о четырех друзьях, которые отправляются в Одессу на концерт группы «Би-2», на деле — сеанс коллективной психотерапии, который в далеком 2010-м помог понять иррациональную мужскую психологию. 11 лет спустя размышления героев звучат не так остро, зато отлично работают документ той, ушедшей эпохи.
«Я тоже хочу» — последний фильм великого Алексея Балабанова — как и подобает «последним» работам больших авторов, это недоступная для зрителя и очень личная история, в которой, конечно, есть место и смерти, и чуду. Это притча о поиске счастья — пятеро разных людей ищут практически сказочную колокольню где-то за Питером, рассекая по окрестностям на черном внедорожнике. Такой вот ответ «Сталкеру» Тарковского с размышлением о конце света, вышедшем в прокат по иронии в декабре 2012 года.
Главной рекламой авторского и совсем не массового фильма «Овсянки» стала похвала от Квентина Тарантино, который, как писали СМИ, стоя аплодировал фильму во время премьеры на Венецианском кинофестивале. Как после такого не дать картине шанс? К сожалению, похвала от именитого режиссера сыграла с фильмом злую шутку — купившиеся на нее зрители не поняли, что именно понравилось Тарантино. Еще бы, здесь ведь нет насилия. Тем не менее, причин для аплодисментов достаточно: это лаконичное — всего 75 минут — кино о смерти и бессмертии, которое занесло на кинематографическую карту России древний народ мери.
Один из главных и самых стильных режиссерских дебютов прошлого десятилетия, который к сумел завоевать сердца отечественных зрителей и стать без пяти минут народной классика. Роуд-муви о детдомовце, который везет появившегося из ниоткуда отца в дом престарелых, чтобы отжать его квартиру, может похвастаться не только оригинальным названием, но и интригующим содержанием. Совместная одиссея Витьки и Лехи на красном фургончике выглядит не только ответом типичным представителям жанра с кинофестиваля Сандэнс, но и ставит очередную точку на изрядно поднадоевшей романтике лихих девяностых. «Ты кто по жизни?» — спрашивают опасные братки. «Человек» — отвечает герой в недоумении.