Эффектный и человечный комиксный блокбастер – претендент на звание лучшего высокобюджетного фильма года
Эффектный и человечный комиксный блокбастер – претендент на звание лучшего высокобюджетного фильма года
В Америке 1970-х изобретатель Боливар Траск (Питер Динклейдж) создает роботов для выявления и уничтожения мутантов. Мистик (Дженнифер Лоуренс) за это его убивает, однако программа «Стражи» не завершается со смертью ее инициатора, и с годами роботы Траска становятся настолько сильны, что им не могут противостоять даже самые могучие мутанты. Когда из всех Людей Икс остается лишь горстка воинов, укрывшихся в китайском монастыре, Китти Прайд (Эллен Пейдж) использует свою суперсилу, чтобы отправить сознание Росомахи (Хью Джекмен) в 1970-е, в его прежнее тело. Теперь герой должен разыскать молодых Профессора Икс (Джеймс МакЭвой) и Магнито (Майкл Фассбендер), а затем вместе с ними переписать историю.
«Самый масштабный фильм в истории цикла о Людях Икс, в котором снялись звезды как первой трилогии, так и “Первого класса”». Когда читаешь такое описание «Дней минувшего будущего», одновременно предвкушаешь и пугаешься. Первое – потому что суммарный звездный свет новой картины может затмить солнце, и трудно придумать лучший подарок для поклонника фэнтези и фантастики, чем Патрик Стюарт, Йен МакКеллен, Питер Динклейдж, Дженнифер Лоуренс, Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер и многие другие в титрах одного фильма. Второе – потому что кино с таким количеством ярких звезд нередко превращается в перетягивание каната и наступание друг другу на пятки. Все мы помним, что получилось из переполненной персонажами ленты «Люди Икс: Последняя битва». К тому же мы не раз видели в последние годы, как оплаченные из колоссального бюджета эпические эффекты погребают под собой героев и превращают блокбастер во внушительное, но безжизненное зрелище.
К счастью, «Дни минувшего будущего» от этих проблем не страдают. Скорее, наоборот, фильм можно упрекнуть в том, что он так сильно концентрируется на главных героях (Росомаха, молодые Профессор Икс и Магнито, Зверь, Мистик, Траск, майор Страйкер – будущий генерал из «Людей Икс 2»), что сводит к минимуму экранное время всех остальных персонажей и что в нем маловато эпических побоищ и прочих грандиозных спецэффектных сцен (конечно, только по сравнению с самыми «крутыми» комиксными блокбастерами – по меркам любого другого кино эффектов в фильме более чем достаточно, и некоторые из них зашкаливающе размашисты, вроде сцены, в которой Магнито вырывает из земли целый стадион). Это, вероятно, разочарует тех, кто ждал, что лента уделит равное внимание прошлому и будущему и что герои из обеих эпох проведут весь фильм в сверхъестественных баталиях. Также будут не рады зрители, пришедшие ради полноценного знакомства с новыми для киноцикла мутантами, а не ради кратких представлений – фактически камео – таких героев, как Бишоп, Блинк, Санспот, Уорпас и Инк.
Однако, анализируя картину, легко понять, что было бы куда хуже, если бы она потеряла нить основного повествования, копаясь в головах и сердцах третьестепенных персонажей. Новые мутанты коротко, но эффектно демонстрируют свои способности – ждать большего можно было бы лишь от телесериала. По крайней мере, эти демонстрации действительно впечатляющие, и молодые мутанты не просто кидаются своей «магией» в Стражей, а используют изобретательные комбо, которые так и просятся в видеоигру по мотивам «Людей Икс».
Что до основных героев, то они чаще разговаривают, чем дерутся, и это тоже совершенно верное решение. Словесные стычки, обмены шутками и разговоры по душам в исполнении талантливых актеров не дают зрителям ни на секунду забыть, что они смотрят кино о людях, а не о супергеройских карикатурах, и что в основе картины не плоская борьба добра со злом и не абстрактное противостояние жизненных философий, а драматичное столкновение старых друзей, которым есть за что друг друга любить и есть за что друг друга ненавидеть. Также лента прослеживает духовную эволюцию молодого Профессора Икс, который впервые появляется в кадре как наркоман-затворник и постепенно, с большим трудом вновь превращается в того идеалистичного предводителя мутантов, которым он был в первой трилогии цикла и в «Первом классе».
Еще раз повторим: «Дни» – это не холодное спецэффектное шоу, а увлекательная и напряженная психологическая драма, которая порой кажется камерной и душевной, даже когда герои разносят Вашингтон. И если в «Новом человеке-пауке: Высокое напряжение» трудно было отметить кого-то из актеров, кроме исполнителя главной роли, то за «Дни» хочется похвалить Джекмена, МакЭвоя, Фассбендера, Динклейджа, Лоуренс… И новичка цикла Эвана Питерса из сериала «Американская история ужасов», чей супербыстрый персонаж Ртуть – единственный из всех мутантов-дебютантов, кто получил достаточно экранного времени. И это время было использовано на 120%. Самоуверенный юный хулиган, бегающий быстрее пуль, получился настолько обаятельным и забавным, а его демонстрация суперспособностей – настолько красивой и остроумной, что остается лишь пожалеть, что героя с русской фамилией Максимов не сделали основным персонажем ленты. Впрочем, если бы он участвовал в финале, то он бы в одиночку решил все проблемы и лишил кульминацию интриги. Так что и здесь сценарист Саймон Кинберг сделал правильный выбор. Отличная работа – Кинберг полностью реабилитировался за «Последнюю битву»!
С 22 мая в кино.