Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Иван-дурак»

Вся Москва уставлена рекламой "Ивана-дурака". Деньги на нее нашлись, и кто-то наверняка купится. Вреда особого не будет. "Первый отечественный кибер-панк" сделан тусовкой молодых ребят как бы совершенно честно: ради того, чтобы сделать "первый отечественный кибер-панк".

Добавить в закладки
Дураков.Нет
Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Кадры Постеры
Екатерина Тарханова
Екатерина Тарханова Автор film.ru с 2000 г. 617 публикаций

Тусовка плотно сбитая, продвинутая, из "параллельного кино" с хорошей репутацией (Борис Юхананов, Сергей Корягин, Александр Дулерайн, Глеб Алейников, Инна Колосова). Если кто-нибудь еще вольется и потом с "панком" или без "панка" наконец снимет просто кино, будет большая польза. Этот момент не мешает поддерживать всем, без исключения, москвичам. Значит ли это, что надо поддерживать сам фильм "Иван-дурак"?

Кадр из фильма

Фильм сразу вызывает ярко выраженные подозрения. Обыкновенный кудрявый парень едет на обыкновенной машине, но сталкивается с весьма странного вида девушкой, и говорят они друг с другом, как с трибуны, а не как друг с другом. Потом они попадают в обыкновенный скверик, но в скверике том окружены толпой странного вида людей в ярких балахонах, чей вождь, тоже как с трибуны, вещает какую-то ересь. Из скверика кудрявый с девушкой приходят в обыкновенную малогабаритную квартиру, хозяин которой страдает по потерянной любви, а хозяйский друг - по потерянной работе. Один от этого выкидывает из окна разноцветные книжки "фэнтези", другой пьет горькую, но выглядят они тоже необыкновенно пафосно. В квартире же выясняется, что девушка - беглая из психбольницы, хотя сама утверждает, что бежит от гения зла, осуществившего с ней полную вивисекцию и высасывающего мозг. За обыкновенным ухом у девушки - какая-то хромированная жабра.

Кадр из фильма

Сразу есть неконтакт между материалом и выражением, но, в общем, кадр за кадром становится понятно, что пародийный современный Иван-дурак из города Запредельного столкнулся с Мертвой царевной и вместе с друзьями должен ее спасти от злого колдуна, чтобы весь народ без балды начал верить в свое супер-светлое будущее (дурак + царевна = любовь). Кадр за кадром должно становиться смешнее и смешнее, но подозрения остаются. Ноги растут у "Ивана-дурака" из действительно смешной отечественной классики под названием "Иван Васильевич меняет профессию". Эксцентрика, изобретательность, образованность - все вроде бы на месте. Будут вам и компьютеры, и санитары, инопланетяне и витязь на распутье, издевательство над Годаром и кайф от перемонтажа Эйзенштейна с Пудовкиным. Будет вам кофе и какава с чаем. Только в отличие от гайдаевско-булгаковского фильма "современность" в "Иване-дураке" - не в том, чтобы смотреть по сторонам и думать, чего увидел, не в том, чтобы небо было с одной стороны, а мысли о нем - с другой. Она, к сожалению, в том, чтобы конструировать "стороны" по законам своей тусовки от момента "увиденья" и до момента "думанья", в том, чтобы воображать все вообще, но без ответа, откуда что берется.

Кадр из фильма

Авторы знают, что и сегодня люди, во-первых, говорят, во-вторых, как-то выглядят, в-третьих, слова и облик существуют на каком-то фоне. Авторы фильма наслышаны также о судьбах Родины, о философии Даниила Андреева, компьютерных играх, наркотическом бреде, истории кино, школе переживания и школе отстранения. И вот поля и луга, квартиры и психбольницы, волосы и пальцы они пометили своей продвинутостью - ну, как собачка метит территорию - и уверены, что этого достаточно, чтобы полей больше не было. Они клеят все это и складывают на радостях, уже как свою неотъемлемую собственность.

Кадр из фильма

Лучше всего получается на словах. Набор высказываний в целом энциклопедичен. "Жругры" и "уицраоры", "грязные подключения" и "чистые подключения" тусовкой надежно переварены, и чем дольше длится фильм, тем более речь его остроумна. Местами очень неплохо получается с обликом. Глеб Алейников - образцовый отвязанный хакер, которому башню снесло в незапамятные времена, а он все еще держится на ногах. Сергей Чонишвили прекрасно вклинился с монологом милиционера. Иногда получается даже с фоном. Когда Иван-дурак надолго отправляется в виртуалку за своей пресловутой царевной, он в абсолютно голом виде идет по лугу, а на камне написано славянской вязью: "Направо пойдешь - умрешь. Налево пойдешь - умрешь. Прямо пойдешь - умрешь". Простенько, но со вкусом. С интонациями, плоскостью кадра, обертонным монтажом и вообще органикой целого не получается ничего.

Кадр из фильма

Если вы все так здорово воображаете, тогда всю траву и весь солнечный свет надо было упорно красить в кислотные цвета. Надо было квартирки и подворотни рисовать уже, как в "Кабинете доктора Калигари". Отрицаете все живое - отрицайте во всем, тогда и посмеемся. В фильме же балахоны на персонажах из раскрашенной мешковины, а скверики - настоящие. Кибер-правильные балахоны смотрятся, как на празднике урожая в советском пионерлагере. То же касается и подворотен, и причесок, и пальцев, обмотанных красными тряпками. То же касается и актерских манер - сборная солянка из разных драмкружков. Не видно никакой "собственности". Видно, что чья-то маленькая тусовка территорию безграничную метит, метит, а той на это решительно наплевать.

Кадр из фильма

Но по сути все время несмешно даже не потому, что денег не хватило. Денег не хватило на киноизображение, а несмешно в принципе. "Иван-дурак" - словно ребенок, уверенный, что сказки на ночь ему всю жизнь будет рассказывать кто-то другой, а утром он придет в садик и выдаст их за свои. Подробности по обстоятельствам он придумать способен, а в целом предлагает всю жизнь кормиться чужим воображением как своим собственным. Придумать что-то свое очень хочется, но не можется - это ж надо тогда отвечать за базар сотворения мира. Мал еще, лапки кверху.

Кадр из фильма

Ну, а у подозрительных москвичей такие наглые дети давно уже вызывают в лучшем случае жалость. Подать - подадим, но поддерживать "Ивана-дурака" дураков действительно нет.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?