Встречая в прокате фантастический триллер «Страховщик», главный герой которого доживает свои дни на выжженной солнечной радиацией земле, мы вспомнили, какие еще способы истребления человечества придумали в кино в последние годы
Восстание машин («Терминатор», 1984)
С появлением компьютеров у человечества появился новый пунктик – памятуя о том, как труд сделал из обезьяны человека, люди опасаются, как бы эволюционный скачок не превратил тостеры и стиральные машинки в механических убийц, способных покарать беспечную людскую расу. До создания настоящего искусственного интеллекта еще далеко, но почти все режиссеры-фантасты уверены: стоит компьютеру научиться делать осознанный выбор, и он тут же очистит планету от человечества. Больше того, согласно классике жанра – «Терминатору» Джеймса Кэмерона – компьютерный мегамозг не поленится отправить роботов убийц из будущего в наше время, чтобы ускорить свое создание и уберечь себя от посягательств повстанцев в будущей войне плоти и металла. Что мы можем сделать сегодня, чтобы завтра не оказаться под пятой Т-800? Для начала стоит поверить рассказам сумасшедших теток, которые утверждают, будто их хочет убить робот из будущего. Ну и не следует пока слишком разгонять свои процессоры – как бы они вам потом это не припомнили.
Атака инопланетян («День Независимости», 1996)
Как будто человечеству мало собственных проблем, киношники время от времени пугают нас вторжением извне. Далекие планеты хранят множество тайн, а то, что мы до сих пор не вступили в контакт с «братьями по разуму», начинает нас нешуточно пугать – а вдруг с нами никто не стремится знакомиться, потому что мы для инопланетян не более чем мелкие насекомые, как муравьи для нас? Как бы там ни было, фильмы регулярно готовят нас к нашествию алиенов – они появляются с самых разных планет, могут вселяться в тела людей или принимать форму человека, могут быть гуманоидами, а могут представлять собой жутких уродцев, изредка с ними можно даже подружиться, но обычно они приходят не с миром. И все-таки, при всем их техническом превосходстве и опыте по захвату планет, земляне обычно находят управу на пришельцев. Как, например, герои «Дня Независимости» Роланда Эммериха, поставившие захватчиков на колени компьютерным вирусом и неутомимой боевитостью Уилла Смита.
Астероид («Армагеддон», 1998)
Если бы динозавры дожили до наших дней, они бы вам сейчас могли живописать, каково это – принять на свои головы громадную космическую глыбу. Но их глыба оказалась слишком большой – астероид, упавший на Землю много лет назад, смел с лица планеты почти все живое. Защищены ли мы на случай новой встречи с космическими скитальцами? Ну, если только в рядах резервистов НАСА действительно состоят бурильщики, способные, как в фильме «Армагеддон», отправиться в открытый космос навстречу астероиду и напичкать его взрывчаткой таким образом, что взрыв позволит Земле разминуться с каменной или ледяной «бомбой». В 1998 году бригада «летучих геологов» с помощью русского космонавта Льва Андропова спасла планету от гибели (в отличие от пассивных соседей по прокату из «Столкновения с бездной»), потеряв при этом, правда, Брюса Уиллиса.
Библейские пророчества («Конец света», 1999)
Две тысячи лет с хвостиком, еще до появления кино, людей вполне себе спокойно удавалось держать «на коротком поводке» с помощью религии. Практически любое верование вам столько ужасов расскажет о конце света, что вы захотите провести остаток своих дней в коленопреклоненной молитве. Особенно люто к своим адептам христианство – каких только жутких кар господних и казней египетских не содержится в его священных книгах, ужас! Того и гляди что-то начнет сбываться, протрубит какой-нибудь Гавриил, разверзнутся хляби небесные, обрушится на города армия саранчи… Или того хуже – сам Люцифер выберется из ада и отправится бедокурить по грешной земле. И хорошо, если противостоять ему вызовется Арнольд Шварценеггер с фразой «Между верой и пистолетом я выбираю пистолет» из мистического боевика «Конец света». А вдруг такого не найдется? Остается молиться, поститься, слушать радио «Радонеж».
Изменение климата («Послезавтра», 2004)
Уже несколько лет человечество пугают тем, что люди своим вмешательством в природные механизмы вот-вот нарушат хрупкий климатический баланс и навлекут на себя не то глобальное потепление, не то столь же всеобъемлющее похолодание. Ну что ж, мы перестали использовать спреи-лаки, чтобы сохранить озоновый слой и уменьшить выбросы в атмосферу, однако главный любитель катастроф в Голливуде Роланд Эммерих уже представил зрителям свой вариант климатической катастрофы – картину «Послезавтра». В ней небольшое планетарное потепление вызвало таяние ледников, а затем резкое похолодание и смещение зон комфортного проживания человека. Что тут можно посоветовать? Судя по стремительной смене погоды, показанной в фильме, вам всегда стоит с собой иметь походный набор, куда лучше поместить и купальные плавки, и варежки. Кто его знает, с какой стороны подует ветер…
Неспособность размножаться («Дитя человеческое», 2006)
Что такое человеческая жизнь во временных масштабах Вселенной? Даже не миг, а лишь мизерная доля мига. Поэтому, если бы миру захотелось избавиться от человечества, матери-природе не нужно было бы выдумывать страшных катастроф и удивительных существ, достаточно было бы всего лишь лишить человека способности размножаться. И все. Через 80 лет планета освободилась бы от людского присутствия. Ужасно, и весь ужас такой ситуации можно прочувствовать, посмотрев фильм Альфонсо Куарона «Дитя человеческое», демонстрирующий, насколько быстро деградирует человечество, лишенное возможности оставить потомство, – мир раздирают войны и теракты, цивилизация катится в тартарары. Какие тут можно дать советы? Ну, в первую очередь, не опускайте рук, и возможно, именно вы станете продолжателем рода человеческого. Если же из этого ничего не выходит, то всячески поддерживайте беременных – в них наше будущее. В прямом смысле.
Загрязнение окружающей среды («ВАЛЛ-И», 2008)
Вы уже вынесли сегодня мусор? А поинтересовались ли вы, куда делся ваш скромный пакетик после того, как вы его отправили в контейнер? Да, друзья, из таких вот пакетиков и копятся огромные горы мусора по всей планете. Очень скоро многолетние свалки выйдут из своих берегов, и планете будет грозить «перемусоронаселение». Возможно, в таком случае человечеству придется потесниться, а может быть, и вовсе покинуть планету, жить среди отходов – удовольствие не из самых больших. Человеки из анимационной картины студии Pixar «ВАЛЛ-И» сами решили на планете не прибираться, а отправились в долгосрочный круиз на космическом корабле, оставив в качестве дворников компанию маленьких трудолюбивых роботов, некоторые из которых очень даже славно обжили брошенную Землю. Если вам удастся дожить до славного времени, когда люди отправятся в космос всей толпой, просим вас не забывать только об одном – поддерживайте физическую форму! Толстяков обратно на Землю не повезут.
Восстание растений («Явление», 2008)
Вот уж от кого подлости мы ожидать не привыкли, так это от растений. Мы безжалостно вырубаем леса, используем плоды, ягоды и травы в пищу, деревянная мебель по-прежнему превалирует над пластиковой и металлической, а без бумаги обходиться, при всем развитии планшетов и электронных книг, мы так и не научились. Никакого ответа от бессловесной флоры мы, естественно, не ждем, но совсем безрассудными быть все-таки не стоит. Известный любитель шокировать необычными сюжетными ходами М. Найт Шьямалан в своем фильме «Явление» фантазирует на тему «Как могло бы выглядеть восстание растений». По его мнению, деревья и травы могли бы выделять особый токсин, толкающий людей на самоубийства. Хитро, но действенно – неподготовленные представители человечества в фильме начинают калечить себя и других с невиданной удалью. Спастись от такой биологической угрозы непросто, но постарайтесь на время катастрофы оставаться в своем насквозь искусственном офисе, предварительно избавившись от фикуса на ресепшене и кактусов вокруг своего монитора.
Землетрясение («2012», 2009)
Сегодня даже маленькие дети знают, что скоро всей Америке кранты. И придут эти кранты не из Мексики с бесчисленными мигрантами, не из Африки с ее вирусами и не из России с ее грозными Искандерами, гибель американская ждет своей минуты под тонким слоем грунта в национальном парке Йеллоустон. Гигантский нарыв на теле бурлящей гормонами земли вот-вот прорвется крупнейшим в истории планеты вулканом, тогда и исчезнет столь ненавистная россиянам Америка. Как это случится, уже показал Роланд Эммерих в «2012» – извержение, вслед за ним землетрясение и, как результат, отрыв от континента Калифорнии и ее исчезновение в волнах Тихого океана. Впрочем, кричать «Россия, вперед!» торопиться не нужно, Эммерих – тот еще ученый, но и он предсказывает катастрофу всепланетного масштаба, а не только для западного побережья США. Так что будьте готовы к тому, что воды океанов хлынут и на наши равнины. Учитесь плавать и оставайтесь на поверхности, что бы ни случилось.
Смертоносный вирус («Заражение», 2011)
Самым миниатюрным противником человека на земле являются вирусы – зараза подстерегает нас на каждом шагу. И ладно если вы после встречи с микроскопическим убийцей всего лишь поваляетесь с температурой и кашлем, куда грустнее изойти кровавыми слезами и умереть до того, как доблестные врачи найдут сыворотку, которая всех спасет. Вирусные эпидемии – одна из любимейших новостных тем (года не проходит, чтобы планета не содрогнулась в ожидании очередного свиного гриппа или нового штамма африканской лихорадки), и потому они столь живо принимаются зрителями. Тут главное – сохранять спокойствие и выполнять указания врача. Хотя эти советы спасут далеко не всех – герои «Заражения» Стивена Содерберга мрут в кадре как мухи, а спастись от инфекции порой не могут даже врачи.
Превосходство животного мира («Восстание планеты обезьян», 2011)
Мы привыкли считать животных братьями нашими меньшими, но все знают, что нет ничего страшнее младшего брата, которого ты третировал в детстве. Придет время, и это «засранец» вырастет, выйдет из-под контроля, а еще хуже – добьется в жизни больше твоего. Человек чувствует свое превосходство над животным миром, но это величие мнимое, баланс пирамиды вполне может нарушиться, и тогда, кто знает, может быть, вершиной эволюции станут лошади или еноты (эти могут!). В картине Руперта Уайатта «Восстание планеты обезьян» шанс стать властителями земли получили приматы – люди в своем очередном эксперименте с лекарствами допустили досадную ошибку и теперь быстро умирают, в то время как обезьяны от этой химии только умнеют. Прибиваться к отрядам шимпанзе в таком случае не торопитесь, они не слишком дружелюбны. Держитесь ближе к электростанциям, опасайтесь людей, похожих на Гари Олдмана и Джеймса Франко.
Зомби («Война миров Z», 2013)
Фильмов и сериалов о зомби-нашествии сейчас развелось более чем достаточно. Даже сами кинематографисты не могут точно определиться со всеми канонами жанра – сделать мертвецов ходячими может любая мелочь, от пролетевшей кометы до аварии на секретной вирусной лаборатории; сами зомби могут быть как замедленными еле передвигающимися трупами, так и стремительными высокоорганизованными тварями. Схожи во всех историях две вещи: во-первых, зомби обязательно желают сделать из живого человека неживого, а во-вторых, верным средством против ходячего испокон веков остается его обезглавливание. Из всего сонма фильмов по данной теме в качестве учебника по выживанию предлагаем фильм Марка Форстера «Война миров Z» – тут и научное обоснование приложено какое-никакое, и выживает не кто-то, а Брэд Питт. Будьте быстры, тихи и не отставайте от своей группы выживших.
Гигантские монстры («Тихоокеанский рубеж», 2013)
Казалось бы, человек исколесил всю планету, опускался в морские глубины и поднимался на вершины заоблачных пиков, пробирался сквозь непроходимые джунгли и преодолевал бескрайние пустыни – и все равно остается внутри нас какой-то иррациональный страх белых пятен на карте. И обязательно в этих таинственных местах или проживают гигантские монстры, или там находится портал, через который огромные чудища пробираются к нам в измерение. А дальше такая громадина может решить прогуляться по Манхэттену, как Монстро, или потоптаться по Токио, как Годзилла. Если же тварей несколько, как в «Тихоокеанском рубеже», то под угрозой оказывается вся планета. Что делать в таком случае? Вступать в сопротивление! При наличии у вас необходимых навыков вам вполне могут выдать гигантского робота, которым можно славно потоптать ребра уродливым кайдзю.