Спродюсированная Брэдом Питтом горько-сладкая урбанистическая драмедия выполнена почти по лекалам Георгия Данелии.
Джимми Фэйлз мечтает вернуть себе дом в викторианском стиле, якобы построенный его дедом в самом сердце Сан-Франциско. С помощью своего лучшего друга Монта Джимми пытается найти свое место в быстро меняющемся городе. Пытаясь изо всех сил восстановить нарушенные связи со своими родными и восстановить общество вокруг себя, он ослеплен своими надеждами и не видит реальной ситуации.
Удивительная красота и уникальная атмосфера Сан-Франциско послужила фоном многим прекрасным фильмам, начиная с «Головокружения» Альфреда Хичкока. Но мало где она выступала в роли полноценного главного героя. В первые же пять минут «Последнего черного в Сан-Франциско» становится ясно, что в этом фильме Сан-Фран выведен на первый план – как и то, что это один из самых примечательных американских кинодебютов последних лет.
Здесь бомжи на улице поют оперные арии. Здесь гидом для туристов работает легенда американского панка Джелло Биафра. Здесь разборки черных пацанов на районе прерываются цитатами из Станиславского. Скейтеры, сквоттеры и прочие маргиналы общества образуют в «Последнем черном» слаженный хоровод, и здесь нельзя никого четко обозначить как положительного или отрицательного героя. Все они обладают своими идиосинкратическими минусами и плюсами, и никто не хочет отходить на задний план.
Эта история настолько автобиографична, что написавший сценарий актер-дебютант Джимми Фейлз не поменял в сценарии имя своего героя на выдуманное. Удивительно в этом фильме, снятом молодыми афроамериканцами, и то, как он параллелится с фильмами Георгия Данелии – взгляд Джо Тэлбота столь же поэтичен и ясно очерчен одновременно. Два близко сплетенных судьбой друга, совершающих одиссею по районам и кварталам – это практически Валико и Рубен Хачикян из «Мимино», плутающие по заснеженной Москве. А непрекращающийся и изначально обреченный на неудачу поиск дома протекает в согласии со словами из фильма «Тридцать три» – «Все мы – гости на этой планете». Не верится, что американец, которому еще не стукнуло тридцати, знаком с советской киноклассикой. Но есть что-то очень узнаваемое в истории о том, как чернокожие герои пытаются вписаться в меняющийся городской пейзаж, где поднимаются темы социальной и расовой принадлежности, и бросаются словами вроде «джентрификация» и «реновация».
Фильм Тэлбота, встающий в один ряд со «Слепыми пятнами», «Простите за беспокойство» и другими недавними удачами чернокожего кино, смотрится удивительно свежо и уверенно, но не лишен общих мест. Обязательно прозвучит, и не один раз, хипповский гимн городу Золотых ворот про то, что надо вплести цветы в волосы перед его посещением. Но именно это сочетание противоположностей и выделяет «Последнего черного» из подобных ему американских инди-фильмов (и на тысячи световых лет обгоняет оскароносную «Зеленую книгу»). «Нельзя ненавидеть Сан-Франциско, пока ты не полюбишь его», - говорит главный герой в финале. И универсальность посыла истории становится понятна зрителю из любой точки мира – надо лишь заменить название населенного пункта на нужное.