Этот год, несомненно, доказывает, что Джемма Артертон не просто одна из девушек Бонда. Берегись, Голливуд...
Джемма Артертон
Прошло два года после первой фотосессии Джеммы Артертон для журнала EMPIRE, посвященной фильму «Одноклассницы». Вскоре после этого наши пути пересеклись на вручении Empire Awards, а еще чуть позже – на съемочной площадке «Кванта милосердия». Потом мы встречались в Пайнвуде на съемках диснеевского эпика «Принц Персии: Пески времени» (примерный бюджет $150 млн.). Или это было в Уэльсе, где снимали «Битву титанов» для Warner Bros. (примерный бюджет $125 млн.)? Стоп, а, может, на острове Мэн, где она буквально перевернула с ног на голову драму о похищенной девушке «Исчезновение Элис Крид» (примерный бюджет… ну, поменьше)? В общем, если уж для нас все эти события накладываются одно на другое, можете себе представить, каково пришлось ей самой.
Сегодня мы встречаемся с ней в лондонском районе Кентиш-Таун, и она снова позирует для EMPIRE. На фотосессиях она из школьницы превратилась в богиню, и это символично для всей ее карьеры. По окончании съемок 24-летняя актриса, быстренько переодевшись, с удовольствием принимается за ланч. Затем, после фирменного веселого приветствия от Артертон, мы располагаемся на каких-то диванчиках в глубине студии. Актриса недавно дебютировала вместе с Рупертом Френдом на одной из сцен Вест-Энда в сатире на Голливуд «Смех маленькой собаки». Через несколько часов у нее дневной спектакль, и вполне понятно, что сейчас ее мысли заняты театром, а не блокбастерами, в которых она снялась.
«Это здорово, – говорит она о работе в театре. – Мне кажется, что это мое. Я училась актерскому мастерству на сцене и всегда считала, что буду театральной актрисой».
Ключевое слово здесь «всегда». Артертон, родившаяся в Грейвсенде в «очень практичной», по ее собственным словам, семье, нарушила традиции, поступив в местный драматический кружок. Выяснилось, что оторвать ее от театра не легче, чем разъединить пальцы, намазанные суперклеем. В 14 лет она уже играла в трех пьесах за сезон. К тому же театр позволил избавиться от школы: в 16 лет она поступила в театральный колледж, где провела два года, после чего получила полную стипендию для обучения в Королевской академии театрального искусства. Преддипломная практика, работа в театре «Глобус» с перерывами на роли в сериалах, и сразу же после этого – «Одноклассницы».
Однако она ни в коем случае не воспринимает все это как нечто само собой разумеющееся. После больших ролей в двух крупнейших фильмах 2010 года она очень даже ощущает бремя славы. «Честно скажу, страшновато, понятия не имею, что обо мне подумают люди. А то и совсем ничего не подумают, просто в упор не заметят!» Поговорим о блокбастерах в порядке их выхода на экраны. Сначала она была полубогиней Ио в ремейке «Битвы титанов», снятом Луи Летерье.
«Она очень загадочная, как бы ангел-хранитель Персея. Проклятая и изнасилованная Зевсом, на Земле она стала бессмертной, – объясняет Артертон, но потом находит аналогию, более подходящую “для семейного просмотра”. – Ну, она вроде доброй феи».
В фильме, снятом Десмондом Дэвисом в 1981 году, Ио не было, но актриса, тепло вспоминающая об оригинале, с легкостью находит аналогию. И это не механическая сова. «Был там такой старик, который рассказывал Персею историю Медузы… он еще с таким американоеврейским акцентом говорит…» – «Берджесс Мередит?» – «Да, точно! Вот он, по-моему, в какой-то степени соответствует моему персонажу». Решение сыграть в «Титанах…» далось ей нелегко. Не будь Артертон такой фанаткой старого фильма, она, возможно, не согласилась бы на эту роль после съемок в «Принце Персии…», еще одном колоссе жанра «мечи и сандалии», выходящем на экраны в этом году. «Само собой, в голову полезли мысли типа “О нет, опять фэнтезийный боевик!” Но мои персонажи совершенно разные. Ио – это старушка-мать в теле молодой женщины, а Тамина – вздорная юная принцессочка, вечно выпендривается, в общем, куда более комедийный образ». То же самое можно сказать и о фильмах в целом. «Жанр у них один, но “Битва…” – гораздо более эпическая и сюжетно насыщенная, а “Принц Персии…” снят по компьютерной игре, в нем основной упор сделан на экшн». Правда, в компьютерном «Принце Персии» никакой Тамины не было.
«Она в чем-то похожа на Фару из игры, хотя и не во всем, – выдвигает предположение Артертон. – А вообще-то да, это новый персонаж. Она – верховная жрица, ее окружает аура чистоты, религиозности и грациозности. Но в ее характере есть и реальные противоречия, и мне это жутко нравится. Время от времени она может и задницу надрать, а с Дастаном (Джейк Джилленхол – EMPIRE) у нее такая любовь-ненависть… Я бы сказала, как у Беатриче с Бенедиктом из шекспировской пьесы “Много шума из ничего”, они все время друг друга подкалывают».
Из всех фильмов, в которых снималась Артертон, этот самый большой: съемки длились целых полгода (из них два месяца на натуре в Марокко); плюс еще полтора года на постпродакшн. За это время Артертон успела сняться в роли диаметрально противоположной ее персонажам из семейных фэнтези-фильмов. В независимой британской ленте «Исчезновение Элис Крид» она сыграла женщину, которую похитили герои Эдди Марсана и Мартина Компстона. Из напряженного сценария было совершенно ясно, что сниматься ей придется в тесном, жестком триллере с участием всего лишь трех персонажей, почти все действие которого происходит в крошечной квартирке. Длительность съемок? «Четыре недели!» – смеется Артертон. Но эти четыре недели она была прикована наручниками к кровати и подвергалась всяческим унижениям. В одной из сцен с нее ножницами срезали одежду, в другой ей пришлось испражняться в ведро под наблюдением одного из похитителей. А время от времени актриса и по голове получала.
«Да, я действительно схлопотала по физиономии. Случайно, конечно. Мне в кровь разбили нос. А кадр снимали сверху, удары шли вот так, – она показывает на точку перед своим глазом, в которой Марсан должен был останавливать свой кулак. – У меня все плыло в глазах, я думала: “Ой, сейчас он мне врежет!” Я тогда словно окаменела. Сценка была та еще! Но больше этого не повторялось, и вышло, по-моему, весьма впечатляюще. Не зря мучалась!»
В Великобритании «Элис Крид…» вышла между «Битвой Титанов» и «Принцем Персии», чему актриса ужасно рада.
«Это вызов аудитории, – объясняет она. – Это вызов зрительскому восприятию моих возможностей. Даже смешно, я от стольких слышала: “А-а, ну ты же просто девушка Бонда”. А я про себя им отвечаю: “А в других ролях вы меня и не видели”. Пока я не сыграю что-то другое, они так и будут думать». Кроме того, здесь присутствует и вызов самой себе. Артертон утверждает, что играть в фантастических фильмах было ничуть не легче, чем в минималистском триллере.
«Иногда очень трудно сделать боевики и приключенческие фильмы реалистичными, и это понятно, сценарий ограничивает. В “Битве…” у меня была такая реплика: “Мне чудится, я вижу состраданье в глазах твоих?” И вот хожу я по съемочной площадке и твержу: “А состраданье есть в твоих глазах?..”» Она усмехается.
«К этому себя нужно готовить, как к шекспировской роли. Надо верить в то, что твой персонаж на самом деле произносит эти слова. В “Элис Крид” я то и дело кричу: “Да отъе..сь ты, п…юк!” В самую точку. Я бы на ее месте еще не так загнула!» Наше время на исходе, Артертон еще нужно играть в дневном спектакле. Беседу о снятом Стивеном Фрирзом по серии комиксов фильме «Тамара Дрю», который планируется к выходу в следующем году, придется отложить, и все же мы просто обязаны задать вопрос, специально припасенный напоследок. Итак, чья же карьера является для нее образцовой? Может быть, Уинслет? Или – самый очевидный ответ – Найтли?
«Мне больше всего нравится карьера Рэйчел Вайс, – заявляет она. – Я очень уважаю ее: яркая, талантливая, блестящая актриса и очень остроумная женщина. Играет себе в романтических комедиях (вот уж где я вряд ли захочу сниматься!), и вдруг нате вам: “Преданный Садовник”! Семья, совершенно нормальная жизнь… Уважаю!»
Джейк Джилленхол
Герой интеллектуальных драм и любимец геев Джейк Джилленхол преображается в по-настоящему крутого парня Даже не сомневайтесь, «Принц Персии: Пески времени» – фильм грандиозный. На дворе ноябрь 2008 года, и корреспонденты EMPIRE прибыли в грандиозную студию Пайнвуд, чтобы посмотреть, как по мотивам популярнейшей видеоигры снимается очередной грандиозный блокбастер Брукхаймера. Самый большой павильон (007) съемочной площадки засыпан песком; словно мираж, возвышается арка Восточных Ворот полувымышленного древнего города Аламут (в реальности это была лишь крепость). В комплект также входят крепостные валы из песчаника (муляж), двойная опускающаяся решетка и настоящие пальмы, привезенные из Марокко.
Однако Disney пригласил нас не только для того, чтобы похвалиться грандиозностью фильма. Наша задача – еще и засвидетельствовать грандиозность его главной звезды. Джейк Джилленхол широким шагом входит в комнату. Ни дутая каскадерская куртка, ни бренчащее снаряжение искателя приключений VI века не могут скрыть его на удивление мускулистую фигуру. Кажется, что от трудного подростка Донни Дарко его отделяют миллионы миль и сотни протеиновых коктейлей.
«Как это я так раскачался? Давайте-ка сразу перейдем к важным вопросам! – хохочет Джилленхол. – Шесть месяцев весьма напряженной физподготовки. Даже не с целью просто стать больше или сильнее. Я торчал в качалке не для того, чтобы хорошо смотреться, а чтобы стать воином, чтобы сражаться в батальных сценах, реально биться со всеми этими людьми и получать от этого удовольствие. Полгода я тренировался, как проклятый, как если бы я реально дрался, взбегал по стенам, скакал вверх-вниз, висел на чем попало, – в общем, отрывался по полной программе!»
С тех пор как в 2001 году Джилленхол ворвался во взрослое кино, снявшись в культовом фантастическом триллере Ричарда Келли «Донни Дарко», его постоянно заносило в «респектабельные» фильмы. Типичными для его карьеры были интеллектуальные драмы: «Морпехи», «Горбатая гора», «Зодиак», «Братья» Джима Шеридана. Ближе всего он подобрался к блокбастерному формату, сыграв в «Послезавтра», фильме жанра «глобальный п….ц» режиссера Роланда Эммериха. Ну, еще когда прикидывал на себя паучьи шмотки для «Человека-паука 2» после того, как травма спины, казалось бы, вывела из строя Тоби Магуайра. Джилленхол всегда предпочитал ум силе, но в один прекрасный день в его дверь постучались Брукхаймер и режиссер Майк Ньюэлл.
«Я забросил фильмы, в которых все строилось вокруг характера героя, и накачал себе мышцы, – объясняет он. – Пора было попробовать что-то новенькое». Джилленхол получает массу удовольствия от съемок «Принца…» и нисколько этого не стыдится. «Просто побегать и подраться – это же такой кайф! – широко улыбается он. – Именно так я и представлял свою работу, когда в детстве мечтал стать актером. Но потом я все время снимался в фильмах, где был весь из себя такой…»
Он осекается и начинает заново. «В смысле, мне нравятся все мои фильмы, но всегда хотелось сняться в таком вот реально крутом эпике!» Мы просто не можем не указать на очевидные, хотя и поверхностные параллели между размахивающим шамширом принцем Дастаном и парочкой предыдущих инкарнаций Джилленхола. Как и Дастан, его Энтони Суоффорд из «Морпехов» сражается в Персидском заливе.
«Ну да, я тоже это отметил… Сидел в пустыне и думал: “Какого хрена я опять тут делаю?!” А ведь и правда забавно… Но это вопрос уже скорее к моему подсознанию!»
Ну а как насчет того, что с помощью волшебного кинжала Дастан способен проделывать разные штучки со временем? Прямо как некий Донни… «Это мне тоже приходило в голову. Путешествия во времени были и в других моих фильмах… Мало того, что подсознание завело меня в эту бл….ую пустыню, так теперь еще и путешествия в прошлое на мою задницу!» Но в «Принце Персии…», по крайней мере, нет огромных демонических кроликов…
«А вы не торопитесь, мы тут еще кое-что переснимем!» – хохочет Джилленхол.