Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Подборки фильмов

Джеймс Ван, мы тебя не боимся: 7 андеграундных режиссеров фильмов ужасов

В последние несколько лет хорроры стали всё чаще появляться на престижных фестивальных смотрах, а мейнстримная критика начала обращать больше внимания на независимые фильмы, меняющие правила жанра. В фокус прессы, как правило, попадают одни и те же лица: Дженнифер Кент («Бабадук»), Ари Астер («Реинкарнация») или Роберт Эггерс («Маяк»). Мы решили рассказать об авторах, которым уготована судьба новых классиков, — успевайте записывать, пока их не перехватила студия А24!

Добавить в закладки
Джеймс Ван, мы тебя не боимся: 7 андеграундных режиссеров фильмов ужасов

Тай Уэст

Грета Гервиг в роли Меган на кадре из фильма «Дом дьявола»

В локальных кругах американский хардкорщик-синефил обрёл известность ещё с начала 10-х, но только с премьерой его нового фильма «Х» у режиссёра появился шанс выйти на широкую аудиторию. Свой излюбленный стиль автор именует «неловким реализмом»: в его ранних работах («Тайны старого отеля», «Таинство») герои вели себя как живые люди, а не карикатурные персонажи слэшеров, и общались по поводу самых незатейливых бытовых вещей, со словами-паразитами и неловкими паузами. Во многом метод Уэста восходит к эстетике американского мамблкора. Обучаясь на курсе Келли РейхардтНовая корова») и работая с независимыми мастерами вроде Джо Сванберга («З/Л/О») и Ларри Фессендена («Привычка»), Тай научился нагнетать саспенс даже в рамках полудокументальной эстетики.

Впрочем, список учителей не ограничивается фестивальными любимчиками. После знакомства с виртуозом кровавого треша Элаем РотомЛихорадка») режиссёр стал одержим ретро-эстетикой. И сатанинский хоррор «Дом дьявола», и олдскульный вестерн «В долине насилия» выглядят так, будто их сняли несколько десятилетий назад. Похожий трюк постановщик совершит и в своём новом фильме «Х». Спродюсированная знаменитой хипстерской студией А24 картина расскажет о злоключениях товарищей, которые приехали снимать порно на отдалённую ферму. Вскоре туда же наведываются престарелые хозяева и открывают охоту на нерадивых кинематографистов.

София Такал

Маккензи Дэвис с роли Анны на кадре из фильма «Всегда сияй»

Маккензи Дэвис с роли Анны на кадре из фильма «Всегда сияй»

Если XXI век и ознаменовался для жанра чем-то по-настоящему важным, так это новой волной феминистского хоррора. Одна из её самых ярких, но незамеченных фигур — София Такал, продолжательница традиций мамблкора и авторка двух поэтичных инди-фильмов, «Зелёное» и «Всегда сияй». Последняя работа, пожалуй, заслуживает большего внимания. Через историю подруг-актрис (их играют Кэйтлин Фицджералд и Маккензи Дэвис), которые остановились в загородном домике для репетиций, женщина размышляет о проблемах патриархата. Гендерные рамки общества порождают соперничество между девушками, а подавляемое сексуальное влечение сводит одну из героинь с ума.

Такал уже пыталась заходить на территорию мейнстримного хоррора. В 2019 году она выпустила ремейк «Чёрного Рождества», в котором вновь критиковала патриархальные устои, но теперь через призму кровавого слэшера. Правда, на этот раз затея успехом не обернулась: картина не только провалилась в прокате, но и была разгромлена критиками. Несмотря на то что новых проектов Такал ещё на анонсировали, хочется верить в скорейшее возвращение авторки. Настолько тонко чувствующих мастериц, работающих без всякого эпатажа, жанру отчаянно не хватает.

Северин Фиала, Вероника Франц

Райли Кио в роли Грейс на кадре из фильма «Сторожка»

Райли Кио в роли Грейс на кадре из фильма «Сторожка»

В послужном списке у австрийского режиссёрского дуэта всего две полнометражные работы, однако уже их достаточно, чтобы прочить постановщикам судьбу будущих жанровых классиков. В своей первой картине «Спокойной ночи, мамочка» авторы обнажали психозы и комплексы дисфункциональной семьи: женщина, которая сделала пластическую операцию, стала жертвой своих детей-близнецов. Мальчишки с невинными ангельскими лицами заливали героине рот клеем и держали в плену, потому что заподозрили подмену и приняли мать за самозванку.

В «Сторожке» режиссёры остались верны и форме, и содержанию. Клаустрофобный триллер с Райли Кио рассказывал историю женщины, вынужденной задержаться с детьми своего нового мужа в заснеженном загородном домике. Начавшись как фильм о невротичной «мачехе», хоррор Фиала-Франц стремительно превращается в очередное жуткое высказывание об инфернальных подростках. Если режиссёрская чайлдфри-дилогия неожиданно перерастёт в трилогию, все останутся в выигрыше.

Айван Кэвэна

Эмиль Хирш в роли Патрика на кадре из фильма «Не состарится»

Эмиль Хирш в роли Патрика на кадре из фильма «Не состарится»

У ирландца Айвана Кэвэны количество работ в фильмографии уже перевалило за полудюжину, однако он всё ещё остаётся нишевым европейским автором. Свою карьеру режиссёр начинал с невзрачных фестивальных драм и дешёвых жанровых упражнений, но очень скоро стиль Кэвэны стал многограннее, хитрее и в то же время понятнее. Самая выдающаяся работа постановщика — богословский вестерн «Не состарится», где сыграли Эмиль Хирш и Джон Кьюсак. Взяв классические шаблоны жанра, Айван тем не менее смог переосмыслить образ фронтира. В его поэтичной картине куда больше размышлений о природе греха, чем кровавых перестрелок, карикатурных героев и знакомых песчаных пейзажей Дикого Запада.

Год назад Кэвэна вновь удивил поклонников. Он выпустил хоррор «Сын», в котором объединил эстетику «Ребёнка Розмари» Полански и историю в духе современного инди об ужасах одноэтажной Америки. Надоевших скримеров и визжащего инструментального саундтрека в фильме не найти, зато хтонического ужаса здесь хватает сполна: сектанты, материнская любовь и роад-муви сплетаются в одном жутком сюжете о том, как сложно убежать от судьбы. Если Кэвэна возьмётся за более масштабные проекты, он вряд ли потеряется в круговороте жанров и непредсказуемых сценарных твистов.

Роб Сэвадж

Хейли Бишоп в роли Хейли на кадре из фильма «Астрал. Онлайн»

Хейли Бишоп в роли Хейли на кадре из фильма «Астрал. Онлайн»

Из всего этого списка Сэвадж кажется самым прямолинейным и бесхитростным хоррормейкером — и в этом его главный козырь. Режиссёр нескольких независимых короткометражек во время карантина снял пятидесятиминутную адаптацию своего же пранка из Twitter, а наутро проснулся знаменитостью. «Астрал: Онлайн» (в оригинале фильм, к счастью, называется «Хост») вроде бы не эстетизирует жанр и не пытается переизобретать каноны. Однако здесь всё работает так слаженно, что даже самый ярый скептик начнёт вжиматься в спинку кресла.

В американский прокат только готовится выйти новая работа режиссёра «Видеорегистратор», а в Сети уже появляются новости об ещё одном проекте Сэваджа. По слухам, уже в разработке экранизация рассказа Стивена Кинга под названием «Бугимен». На этот раз постановщик обойдётся без скринлайф-формата, но в арсенале у него окажется целый ворох жанровых звёзд. Главные роли в адаптации исполнят Софи Тэтчер из «Шершней» и Давид Дастмалчян из «Отряда самоубийц: Миссия навылет». Кажется, у нас появился новый Джеймс Ван.

Оз Перкинс

София Лиллис в роли Гретель на кадре из фильма «Гретель и Гензель»

София Лиллис в роли Гретель на кадре из фильма «Гретель и Гензель»

Перкинса уже можно назвать живым классиком независимого хоррора, однако пик популярности у автора, кажется, только впереди. Хотя стиль его фильмов сложно назвать мейнстримным (поначалу сына легендарного Энтони Перкинса критиковали за чрезмерную артовость и недосказанность историй), последняя работа доказала, что режиссёр способен завоевать и всеядную кинотеатральную публику.

Все его ленты в той или иной степени автобиографичны, но не в знакомом смысле слова: травмы и страхи детства автор перекладывает на фантастические жанровые сюжеты. В «Гретель и Гензель» Перкинс впервые вышел за рамки собственного опыта и попытался переосмыслить знаменитую фольклорную историю. Его печальная сказка, где герои переедают галлюциногенных грибов, а ведьма хранит останки детей в подвале, на поверку оказывается мощным феминистским высказыванием. То, что в Перкинсе кроется недюжинный потенциал, давно не секрет. Теперь хочется узнать, как автор проявит себя в большом кино.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?