Еще сравнительно недавно нельзя было представить, что Человек-паук, самый популярный комиксный герой студии Marvel, появился в фильмах марвеловского киноцикла
Студия Marvel и ее голливудские партнеры пытались выпустить игровой фильм о Человеке-пауке с начала 1980-х. Тогда еще речь не шла ни о каком марвеловском киноцикле, а деньги на проект искали у внешних спонсоров. Своих средств на кинопроизводство у Marvel не было. Наоборот, студия надеялась, что продажа прав и лицензионные отчисления удержат ее на плаву в непростой финансовой ситуации.
В то время Marvel готова была сотрудничать со всеми, кто проявлял интерес к персонажам. Студии повезло, что когда проданные права на Человека-паука превратились-таки в полнометражную картину, то это была не низкопробная и дешевая поделка, а блокбастер студии Sony, созданный мастером жанрового кино Сэмом Рейми. Фильм 2002 года обошелся в солидные 139 миллионов долларов и принес колоссальные 822 миллиона долларов, что сделало его самой коммерчески успешной на то время комиксной картиной. Создатели Человека-паука Стэн Ли и Стив Дитко могли быть довольны тем, как Голливуд обошелся с их детищем.
Студия Marvel тоже могла быть довольна. Но ей хотелось большего – полного контроля над фильмами по мотивам ее комиксов. И она получила этот контроль, когда в конце 2000-х запустила киновселенную Marvel и в дальнейшем перешла под власть Walt Disney, что дало ей доступ к огромным голливудским ресурсам.
Однако изменения в Marvel не изменили ситуацию с правами на Человека-паука (равно как и ситуацию с правами на Людей Икс). Sony продолжила снимать фильмы об этом герое и в 2012 году перезагрузила эпопею, выпустив «Нового Человека-паука» в постановке Марка Уэбба. Это была почти столь же успешная картина, как первая «паучиная» лента Рейми, – 758 миллионов долларов прокатных сборов при бюджете в 230 миллионов. Так что у Sony не было причин отказываться от своих экранизаторских прав. В отличие от, например, студии Fox, отказавшейся от «Сорвиголовы» (что позволило Marvel выпустить телесериал о слепом герое).
Получилось донельзя обидно: Marvel активно развивает свой киномир, собирает в кадре все больше популярных персонажей, но не может вывести на экран самого любимого публикой супергероя в истории студии. Это было столь же абсурдно, как если бы студии DC Comics и Warner не могли снимать фильмы о Бэтмене и Супермене. Поклонники комиксов были расстроены не меньше, чем боссы Marvel. Как может быть, что штаб-квартира Мстителей располагается в Нью-Йорке, но супергруппа не пересекается с самым известным нью-йоркским супергероем?!
К счастью для Marvel и ее фанатов, вышедшая в 2014 году картина Sony «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» получилась во всех отношениях не столь удачной, как предыдущая комиксная лента Уэбба. Напротив, у Marvel в тот год вышли очень успешные ленты «Первый Мститель: Другая война» и «Стражи Галактики», и у Sony появился повод всерьез задуматься о том, что лучше сотрудничать с бурно развивающейся Marvel Studios, чем конкурировать с ней.
Босс Marvel Studios Кевин Файги воспользовался этим, чтобы предложить тогдашней главе Sony Pictures Entertainment Эми Паскаль взаимовыгодный договор – максимально простой и понятный с финансовой точки зрения. Пусть Marvel выпускает «сольные» картины о Человеке-пауке и включает их в свою киновселенную (то есть задействует в них супергероев вроде Железного Человека). Студия Sony же будет оплачивать эти картины, прокатывать их и получать всю прибыль. При этом Marvel сможет использовать Человека-паука как вспомогательного персонажа в картинах о других героях, и такие ленты будут полной финансовой прерогативой Marvel и Walt Disney. Проще говоря, Marvel ничего не получает за такие ленты, как «Человек-паук: Возвращение домой», а Sony ничего не получает за картины вроде «Первый Мститель: Противостояние».
В чем смысл такого договора? В коммерческой синергии – во взаимном продвижении фильмов Marvel и Sony. Ведь теперь зрителям нужно смотреть и те и другие ленты, чтобы уследить за всеми сюжетными интригами. Так, действие «Возвращения домой» развивается вскоре после завершения «Противостояния», и фильмы тесно сюжетно связаны. Поэтому их надо смотреть оба. Важно и то, что у сценаристов Marvel теперь большая свобода в сочетании знаменитых героев, и они могут использовать на экране те сюжетные линии из комиксов, которые прежде им были недоступны.
При этом, однако, получается, что Marvel подмяла под себя всю творческую работу, а Sony довольствовалась ролью кошелька, который лишь оплачивает «сольные» ленты о Человеке-пауке и считает прибыль. Неужели Columbia Pictures (напомним, что Sony владеет этим брендом с 1989 года) больше не представляет себя в роли творца комиксного кино? Нет, все еще представляет. Потому что не все так просто.
Экранизаторские права на комиксы о Человеке-пауке – это права не только на самого супергероя, но и на все его окружение. Соратники, противники, неоднозначные знакомые… Вместе с Питером Паркером Sony купила целый полк персонажей. И теперь студия без помощи создателей киномира Marvel готовится перенести некоторых из этих героев на экран. Они не будут появляться в фильмах Marvel, но в фильмах о них, возможно, будет появляться Человек-паук в исполнении Тома Холланда (нынешний экранный Паук) и его сменщиков.
Иными словами, Sony готовит свою собственную кинокомиксную вселенную, основное действие которой будет развиваться в том вымышленном мире, что и мир киновселенной Marvel. Хотя возможно и задействование иных миров. Многие поклонники, например, не отказались бы увидеть фильм о Паучихе-Гвен – экранизацию популярных «альтернативных» комиксов, в которой супергероем становится не Питер Паркер, а его девушка Гвен Стейси (мы знаем ее по «Новому Человеку-пауку»). Понятно, Паучиха-Гвен не может жить в той же вселенной, что и Человек-паук. Но они могут пересечься, потому что в мире Marvel путешествие между параллельными вселенными – обычное и даже повседневное дело.
Правда, наблюдатели пока что смотрят на эти планы со скепсисом. Насколько интересен будет выходящий в 2018 году фильм о Веноме (инопланетном злодее «Человека-паука 3: Враг в отражении»), если Человек-паук не будет там главным героем и если не факт, что он там вообще появится? У Венома как у комиксного персонажа есть поклонники, но достаточно ли их, чтобы сделать картину хитом? Несколько больший энтузиазм вызывает также намеченный на ближайшее будущее фильм о Черной Кошке и Серебряном Соболе (по-русски лучше звучит «Серебряная Куница»), поскольку это кино о двух суперкрасотках. Но опять же – вытащат ли они картину без мощной поддержки Человека-паука и вовсе без поддержки героев киновселенной Marvel?
Впрочем, «Стражи Галактики» обошлись без явлений Тора, Железного Человека и прочих Мстителей, и сравнительно малая известность комикса не помешала фильму стать большим хитом. Так что перспективы у замыслов Sony есть, и мы с интересом ждем более подробной информации о лентах студии. Ну, а пока у нас есть новейший «Человек-паук», и он определенно выигрывает от небольшого, но значимого присутствия в кадре Тони Старка. Marvel вновь на коне, а Sony предстоит на этом заработать.