От трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене снесло крышу не только у рядовых зрителей: сливки Голливуда тоже впечатлились, а то и поменяли собственный подход к производству фильмов. Некоторых из них эта трилогия сподвигла на то, чтобы попробовать что-то новенькое. Желая поточнее понять, какое именно влияние нолановский «Бэтмен» оказал на киноиндустрию, мы задали создателям некоторых мегаблокбастеров один и тот же вопрос: «Какое впечатление произвел на вас «Темный рыцарь»?»
АДАМ МАККЕЙ,
режиссер («Телеведущий»)
«Лучше фильма о супергерое, чем »Темный рыцарь«, просто нет. Я видел, чем заканчивались попытки снять реалистичные ленты по комиксам: получалось скучно, куда-то исчезала мифология. И я смотрел другие фильмы, в которых чересчур уж упирали на эффект анимации. А вот Нолан с точностью математика совместил одно с другим. Его режиссерский стиль выглядит архаичным, но в то же время очень современен! Он сочетает старомодные технологии с новыми идеями. Изумительно!»
ТИМ БЕРТОН,
режиссер («Бэтмен», «Бэтмен возвращается»)
«Мне нравятся фильмы Криса Нолана о Бэтмене. Когда я смотрю их, мне хочется смеяться, потому что на меня вылили столько дерьма за то, что я слишком мрачен, а вот он вроде как везунчик. И это правильно. Не стоило мне так подчеркивать страдания героя, в то время люди были к этому не готовы. Считалось, что комиксы не должны напрягать. Я сделал ровно то, что хотел сделать. В то время это показалось необычным, а теперь стало нормой».
ДЭВИД КОУПП,
сценарист («Парк Юрского периода», «Миссия невыполнима», «Человек-паук»), режиссер («Отзвуки эха»)
«У меня двое сыновей-подростков, и самое интересное для меня было видеть, с каким почтением они снова и снова пересматривали эти фильмы. Это своего рода »Крестный отец« их поколения. Для современных тинейджеров это эпохальные ленты, и я соврал бы вам, если бы сказал, что знаю, почему так. Да, конечно, великий сценарий, актерская игра высочайшего уровня… но просто это именно то, что им нужно».
УЭС АНДЕРСОН,
режиссер («Академия Рашмор», «Королевство полной луны»)
«Фильмы Криса Нолана для меня вообще истинное наслаждение, а »Бэтмена« я смотрел на Blu-Ray. Там есть такая фишка: можно перейти к любой сцене, а потом посмотреть, как ее снимали. И когда я наблюдал за работой группы Криса Нолана, я чувствовал себя полным дилетантом и любителем. В жизни такого не видел! Миниатюрные автомобили с дистанционным управлением, технические приемы на любой вкус… Перед тем как снять в Чикаго сцену, в которой полуприцеп во время взрыва летит вверх тормашками, они отрепетировали ее в пустыне! Там есть еще сцена, где человек прыгает с крыши небоскреба – они ее отрепетировали, но на съемках воспользовались спецэффектами. »Тогда зачем было репетировать прыжок?« – »Чтобы было, на что ориентироваться«. Круто, да? Нет, Крис Нолан определенно великий! »Помни« мне нравится больше, но хотел бы я поучиться у него, как делать такие вот вещи».
РУПЕРТ УАЙАТТ,
режиссер («Восстание планеты обезьян»)
«По-моему, для зрительской аудитории, особенно в данный конкретный момент, это была своего рода проверка на соответствие действительности. Войны на чужой территории, разруха в экономике – и трагическая, безвременная гибель исполнителя роли главного злодея еще до того, как фильм вышел на экраны. И все это вместе приводит к тому, что в фильме буквально пропитан дух своего времени. Работая над своей »Планетой обезьян«, я то и дело обращался к нему. В смысле, я надеялся, что люди поймут, что мой фильм тоже о нашей реальности, о нашем мире. Warner Bros. очень многое сделали для того, чтобы другие студии предоставили своим режиссерам возможность снимать умные, тщательно продуманные, крупномасштабные драмы. Этот фильм, как и все работы Кристофера Нолана, оказался очень весомым аргументом в пользу подобного подхода».
НИЛ МАРШАЛЛ,
режиссер («Спуск», «Центурион»)
«Если честно, с первого раза я не понял, почему фильм пользуется таким успехом. Мне он показался затянутым, скучным и вообще чересчур серьезным. Но с тех пор я несколько раз пересмотрел его на Blu-ray и теперь понимаю, насколько это умная картина и как искусно она сделана. В »Темном рыцаре« отсутствует всякое легкомыслие, и, на мой взгляд, именно это и есть главная причина интереса к нему. Конечно, по своей сути это просто фильм про мужика, который переодевается в костюм летучей мыши, но до чего же это мудрый, замечательно снятый фильм! Несомненно, он поднял планку для современных блокбастеров, и, может быть, поднял ее даже чересчур высоко. С тех пор мало кому удалось хотя бы приблизиться к этой высоте!»
ПИТЕР БЕРГ,
режиссер («Хэнкок», «Морской бой»)
«У Кристофера Нолана уникальный взгляд и своя фирменная интонация. Это было заметно еще в «Помни», и с тех пор он ничуть не расслабился. Он настоящий талант, и мне кажется, что для того, чтобы понять причины успеха »Темного рыцаря«, нужно обратиться к его креативной философии. Уже только грим и гардероб у Хита Леджера завораживают. В этом отношении Кристоферу Нолану равных нет. Никто не умеет видеть так, как он, и с такой ясностью понимать, каким все должно быть».
ГАРЕТ ЭДВАРДС,
(режиссер, «Монстры»)
«Пересмотрев »Темного рыцаря« аналитически, с точки зрения профессионала, я отметил для себя, что Нолан многое сделал не так, как у нас принято. Вот, например, музыка. Она звучит на протяжении всего фильма, но в самых напряженных сценах погонь ее нет. В результате они странным образом кажутся более приземленными, более достоверными и более волнующими. Именно такие вещи и выделяют »Темного рыцаря« среди прочих блокбастеров. Я очень рад, что фильм пользуется таким успехом, поскольку после него студии больше не могут недооценивать зрительскую аудиторию».
ЗАК СНАЙДЕР,
режиссер («Хранители», «Человек из стали»)
«Знаете, что Крис сделал этим своим фильмом? Он придал смысл нашей мифологии. Теперь Бэтмен – это не просто человек в костюме летучей мыши, теперь он – это мы. Интонацию и настроение »Темного рыцаря« невозможно воспроизвести. Возможно, в »Возрождении легенды« они и останутся теми же, но в каком-то другом фильме о супергерое повторить ее невозможно. Ну нет у них на это яиц, и все тут! Эта интонация – просто нечто запредельное. Посмотрев фильм, любой может сказать: »Мифологию я понял сразу же«».
КЕВИН ФАЙГИ,
продюсер, глава Marvel Studios
«Успех »Темного рыцаря« и высокое качество этого фильма для Marvel были не менее важны, чем для тех, кто непосредственно работал над ним. Лето 2008 года осталось у меня в памяти как поединок между «Железным человеком» и »Темным рыцарем«. Оба фильма словно провозглашали: »Ребята, это вам не сиюминутный писк моды, отныне жанр будет именно таким«. А после »Темного рыцаря« мы избежали ловушки типа: »Ух ты, а публика, оказывается, любит мрачность и суровый реализм! Значит, делаем «Тора» и «Капитана Америку» мрачными, суровыми и реалистичными!« (Смеется) Но мы доказали, что подобные фильмы могут быть совершенно не похожими друг на друга. Я реально переживаю за все экранизации комиксов, которые снимают другие студии. Я надеюсь, что все они окажутся замечательными, а если этого не случится, я буду страшно разочарован. Понимаете, большинству-то без разницы, DC это или Marvel».