Игривый и неистовый фантастический боевик в лучших традициях жанра
Пресс-атташе ВВС США лейтенант Уильям Кейдж по воле обстоятельств попадает в качестве рядового на поле боя грандиозного сражения с армией пришельцев, уже поглотившей большую часть Европы и России. На берегу Нормандии Кейджа убивает один из так называемых мимиков, но мужчина снова просыпается за день до своей смерти. И так раз за разом.
С первого взгляда «Грань будущего» не кажется чем-то особенно оригинальным. Бесчисленные заимствования видны невооруженным глазом: фокусы со временем – «День сурка», изобретательное побоище на холодном французском пляже – «Спасти рядового Райана». «Чужой», «Звездный десант», «Матрица» – список можно продолжать, тем более что сюда автоматически добавляется совсем недавний «Обливион», где тот же Круз в очередной раз спасал разоренную инопланетянами Землю. Но авторы и не пытаются скрыть эти влияния, а честно протягивают руку и без лишних слов встают в строй элиты жанра, благо соответствующий мундир им опозорить решительно нечем.
Пока мир продолжает ждать более-менее достойных экранизаций видеоигр, «Грань будущего» оказывается ближе всех к этой пока недостижимой цели. И хотя у фильма не было прародителей в мире консолей, его внутренняя логика полностью соответствует игровой культуре – в основном благодаря роману-первоисточнику Хироси Сакуразавы, который, как мы знаем, по первой специальности был программистом.
Если переложить сюжет на игровое поле, получится, что, когда герой просыпается в первый день своей боевой службы (а заодно и предпоследний день своей жизни), он просто начинает с последнего сохранения. Огромный альфа-пришелец на пляже в Нормандии в таком случае олицетворяет собой босса уровня, и когда тот опускает шкалу здоровья Тома Круза до нуля, мы снова переносимся к последнему сохранению и вынуждены проживать эти два дня заново. С каждой попыткой герой учится выживать все эффективнее, чтобы пройти все дальше и добраться в конце концов до самого главного босса. Умение предсказывать окружающие события тоже родом из видеоигр: здесь лучше уклониться от взрыва влево, а вот оттуда сейчас выпрыгнет очередной мимик. Плюс не забываем про повышение уровня персонажа и открытие дополнительного контента. Так, в совершенстве освоив кувырок между колес мчащегося грузовика, можно получить доступ к тренеру в лице Эмили Блант, которая не только подскажет, как прокачаться до новых уровней, но и поможет потратить очки опыта в специальном автоматизированном спортзале.
В пересказе все это может показаться чем-то до боли механическим вроде обильно представленных здесь экзо-скелетов, но команда драматургов в составе Кристофера МакКуорри и Джеза и Джон-Генри Баттеруортов позаботилась о многогранном, живом и довольно неглупом сценарии с целым набором ударных и часто очень смешных и жизненных фраз. Чего стоит только комментарий одного из участников высадки по поводу внешнего вида Круза: «Что-то с твоим боевым костюмом не так… Ах да, внутри мертвец».
Для Тома Круза это, безусловно, лучшая и самая многогранная работа за годы. В первом акте мы знакомимся с кабинетной крысой, трусом, чуть ли не шантажистом. Кейдж настолько нелеп, что не может даже снять с предохранителя свои ручные орудия, а впервые оказавшись в гуще событий, безвольно бродит по полю боя, пока его соратники толпами умирают в грязи. Но вот битва за битвой (а точнее, попытка за попыткой) и крыса превращается в настоящего льва. Из Эмили Блант тоже вышла отличная героиня пропагандистских плакатов. Она здесь олицетворяет не столько романтический интерес, сколько фигуру наставника, своего рода антипода главного героя. Даг Лайман всегда был экспериментатором по части актерской химии, и хотя взрыв, который случился у него с Брэдом и Анджелиной на «Мистере и миссис Смит», вряд ли когда-нибудь повторится, экранная пара все равно получилась на славу. Кажется, после весьма посредственных «Телепорта» и «Игры без правил» Лайман наконец набрал былую режиссерскую форму. По всем показателям это его самым громкий фильм, и если на Землю завтра не нападут пришельцы, он наверняка останется в памяти одним из главных кинособытий лета 2014.
С 5 июня в кино.