Обзор иностранной прессы по фильмам «Кибер» и «Гость»
Боевик с ярким актером немалой харизмы всегда был в цене. Менялся лишь типаж крутого парня – в диапазоне от брутала до смазливого плейбоя. Правда, в последние годы удивлять все сложнее. Зритель пресытился лысыми мужиками, разметающими налево и направо плохих ребят, и престарелыми агентами, вечно освобождающими заложниц. Нужен секретный ингредиент… любой, главное – свой, самобытный и характерный: атмосфера, юмор, адреналиновое напряжение, сюжетные твисты, актуальная тема и тому подобное.
Последний полнометражный фильм Майкла Манна вышел на большие экраны всего мира в 2009 году. «Враги общества», удачно названные в российском прокате «Джонни Д.», получились противоречивыми, но по совокупности всех «за» и «против» все же успешными. Затем у Манна был большой перерыв. Не все это время он посвятил разработке «Кибера», ведь был еще сериал «Фарт», тем не менее боевик-триллер про киберпреступность Манн и дебютирующий сценарист Морган Дэвис Фель готовили почти 2 года. Они подобрали насущную тему, собрали армию консультантов-айтишников и заманили Криса Хемсворта.
Сюжет предельно прост. Объявляется плохой парень, который терроризирует весь мир. Федералы, разведка и прочие госведомства с ним справиться не могут, но плохиша способен остановить один уникум. Загвоздка лишь в том, что он сидит за решеткой. На его счастье, мир впал в такое отчаяние, что они готовы списать 15 лет тюремного срока в обмен на поимку террориста. Эту старую как мир песню Манн приправил одним современным элементом – информационными технологиями. Главный герой – не перекачанный коммандос, а хакер, и борется он не с подрывниками, грабителями или вымогателями. Его соперник – террорист с приставкой «кибер».
Летом лента находилась на монтаже, дорисовке и шлифовке, однако уже тогда развернулась громадная пиар-кампания ленты, причем без участия продюсеров «Кибера» или кого-либо из создателей. Историю про кибертеррористов рекламировали сами кибертеррористы: они крали пароли, данные кредитных карт, фото голых знаменитостей и в конце концов чуть позднее взламывали Sony. Так сложилось, что «Кибер» появился как нельзя кстати.
«Личное пространство – это миф. Оно больше не существует. Точнее сказать, наш мир изменился, – говорил Манн в преддверии выхода фильма (indieWire). – Если вчитаться и понять, какого рода кибератаки происходили за последние четыре-пять лет, вы поймете, что нет ничего удивительного во взломе Sony».
Впрочем, каким бы актуальным ни был «Кибер», Манну и Хемсворту это не помогло.
«”Кибер” – скучный, несуразный и несвязный кибертриллер, который при любом раскладе утомит зрителя», – осталась не в восторге Клаудия Пюиг (Claudia Puig/USA Today).
Честно говоря, драйвом и захватывающим сюжетом «Кибер» не отдавал даже в трейлере, который тянется долгие 147 секунд. Да и тема вместе с сюжетной задумкой не нова, тот же «Крепкий орешек» гораздо раньше показал всем, что будет, если крутой программист обозлится и залезет во все системы нашего обеспечения.
«Этот фильм Манна полон маннизмов, мы видим все те же знакомые приемы и понимаем, что в “Схватке” они были лучше воплощены», – пишет Кайл Смит (Kyle Smith/New York Post).
Майкл Манн – давний блюститель реализма, реальных съемок и динамичной камеры в экшен-моментах. В «Кибере» стремление приблизить все к реальности сыграло с режиссером злую шутку… От дрожащей камеры глаза на лоб лезли.
«Несмотря на дотошную работу Манна с цветом, в “Кибере” мы видим не то, что должна представлять собой качественная студийная экшен-картина, скорее такому не удивишься в любительских хоррорах. Манн все так же уповает на масштаб постановки, насыщенные сцены с вертолетами, катерами и взрывающимися машинами, но все это зрелище снято вскользь, порой камерой низкого разрешения, иногда даже на уровне роликов YouTube», – ругает картинку Питер ДеБрюг (Peter DeBruge/Variety).
Происходящее на экране раздражало не всех. Некоторым, например Джеффу Бэйкеру (Jeff Baker/Portland Oregon), манера съемки пришлась по вкусу, но во что бросить камень все равно нашлось: «Трюки с камерой, темп, отличная хореография батальных сцен – все это есть и правильно выстроено, все вовремя и к месту, будто перед нами тщательно отрепетированный салют, но что отбрасывает “Кибер” назад, так это вялый, нескладный сценарий, который, кажется, был подобран откуда-то со дна мусорной корзины с “бондовскими” черновиками».
Упрекают в банальном нарушении логики, очевидных проколах в описании полицейских процедур, невероятных совпадениях и ляпах. Спрашивается, как на это подписались далеко не последние актеры?
«Я согласился еще до того, как прочитал сценарий, меня затянуло еще на этапе обсуждения проекта, – признается Крис Хемсворт (CinemaBlaze). – Причина – Майкл Манн. Он один из моих любимых режиссеров, я вырос на его фильмах.
Надо было читать сценарий, надо было… «Кибер» со всеми его недочетами и немногочисленными плюсами вышел в российский прокат 29 января.
«Гость» – это фильм, который без семидесяти миллионов бюджета, Криса Хемсворта в главной роли и актуальной IT-темы может сыграть на старой доброй формуле, приправленной мощным триллер-элементом. Тандем Адама Вингарда и Саймона Баррета представил свой боевик с Дэном Стивенсом в главной роли на прошлогоднем фестивале «Сандэнс» и наслушался комплиментов в свой адрес. Получился ностальгический жесткий фильм с мощным протагонистом-антигероем, отличным сюжетом, атмосферой и качественным саспенсом.
Дуэт Вингарда и Баррета взяли на заметку еще после ужастика «Тебе конец». Теперь они умудрились переключиться на другой жанр и сделали нечто удостоившееся десятка отсылок. Весьма консервативную ленту запихали в один ряд с работами Джона Ву, старыми гонконгскими боевиками, «Терминатором», «Хэллоуином» и «Драйвом» (последний в этом списке благодаря самому Николасу Виндингу Рефну, он сам рассмотрел в «Госте» нечто родственное). Тандем признает, что все это действительно повлияло на их восприятие, но никаких прямых отсылок они делать не собирались.
Итак, в центре сюжета таинственный Дэвид. Он возвращается с войны и идет в дом к своему другу Калебу, который с фронта не вернулся. Дэвид приносит соболезнования, обещает семье присматривать за ними и всячески помогать. Постепенно помощь становится все более экстремальной, а Дэвид, между тем поселившийся в доме, начинает доставлять неудобства.
В оригинале действо разворачивалось в Корее, но из-за ограниченных возможностей Вингард и Баррет организовали все в Нью-Мексико и вырезали погоню, размещавшуюся на 50 страницах сценария. Тем самым история, отказавшись от масштаба, замкнулась на главном герое, его образе и возможностях актера – на возможностях Дэна Стивенса.
«Это все Стивенс, он придает Гостю, этому американскому наемнику с обложки, дружелюбному и смертельно опасному, личину настоящего убийцы», – хвалит актера, перебежавшего из «Аббатства Даунтон», Роберт Абель (Robert Abele/Los Angeles Times).
Столь радикальный переход с «Даунтона» на творчество Вингарда и Баррета Стивенс совершил в порыве бросить себе вызов. Он хотел резко сменить направленность и поломать свой образ, и ему это удалось.
«Я посмотрел “Тебе конец”, и это было, мать его, безумно! Вингард и Баррет знают, как играть с аудиторией. Они невероятно умные, увлеченные, думающие ребята и при этом очень веселые, – хвалит своих руководителей Стивенс (indieWire) и добавляет: – Мне отправили сценарий, и, знаете, мне как раз нужен был вызов. “Гость” таким как раз казался, тем более что я был не в лучшей физической форме».
Физическую форму пришлось существенно поправлять: персональный тренер, диета, по 2 часа в качалке каждый день до съемок и уже непосредственно во время. Как итог плюс 11 килограммов мышечной массы… хорошо, но мало. Вингард и Баррет хотели еще большего. Они, смекая, что зритель не поведется на рекламу, не будь в ней чего-нибудь сочного, вставили в сценарий эпизод с голым торсом. Сцену без футболки снимали в последний день продакшена, чтобы Стивенс успел набрать массу и обрести рельеф. При этом они выжали из него все что можно. Прежде чем скомандовать «Мотор!», режиссеры с утра морили парня голодом, не давали пить, заставляли приседать, отжиматься и поили колой (как подчеркивают создатели, диетической колой). Мышцы пришли в тонус, вены вздулись… картинка получилась что надо.
«Мистер Стивенс подчеркнуто сдержан в начальных сценах, и от этого они тлеют, отдают чем-то зловещим. Этот эмоциональный резонанс рассеивается, как только в сюжете появляется насилие и еще большая неопределенность, но до этого момента Дэвид – привлекательный, манипулирующий незнакомец. Он понимает, что своими сказочными глазами и рифленым животом он сможет отвлечь даже самые сильные подозрения», – ощутила эффект от сцены без футболки Манола Даргис (Manohla Dargis/The New York Times).
«Мейнистрим-аудитория может счесть “Гостя” слишком странным, чтобы оценить истинный триллер, но стоит выйти с создателями на одну волну, и найдется много приятных моментов – не просто приятных, возможно, даже отличных», – хвалит ленту Дэвид Хьюз (David Hughes/Empire).
«Это чертовски классная забава. Стивенс гипнотизирует, он помогает режиссеру Адаму Вингарду превратить “Гостя” в буйство веселья и злобы», – оценил гремучую смесь Питер Траверс (Peter Travers/Rolling Stone).
В Россию «Гость» от многообещающего тандема Вингард-Баррет пожалует 5 февраля.