Красочный и эффектный, но лишенных толковых пояснений набор документальных иллюстраций на тему истории Вселенной и Земли
Красочный и эффектный, но лишенных толковых пояснений набор документальных иллюстраций на тему истории Вселенной и Земли.
Документальное повествование прослеживает историю мироздания от зарождения Вселенной до гибели Земли.
Широко известный в узких кругах американский артхаусный режиссер Терренс Малик («Тонкая красная линия», «Новый Свет») начал работать над документальной картиной об истории Вселенной еще в начале 1970-х. Тогда этот проект не был завершен, но Малик о нем не забыл. Многие годы спустя наработки для этого проекта – конечно, на новом уровне спецэффектов и научного знания – были использованы в художественной ленте 2011 года «Древо жизни». Теперь же Малик выпустил документальное полотно, основанное на все той же идейной концепции, но с совершенно новыми съемками и спецэффектными сценами.
«Путешествие времени» – зрелище одновременно завораживающее и разочаровывающее. Съемочная группа объехала самые экзотические уголки планеты, от Исландии до Папуа Новой Гвинеи, и привезла из своего путешествия поразительно красивые и красочные кадры, запечатлевшие чудеса природы и причудливые обряды. В свою очередь, спецэффектная группа приложила немало усилий для создания компьютерных и реальных имитаций всего, что невозможно запечатлеть на камеру. Спецэффекты «Путешествия» столь убедительны, что понять, что на экране сложнейшие визуальные трюки, можно лишь в тех немногих кадрах, где появляются динозавры – то есть заведомо нарисованные компьютерщиками существа.
К несчастью, все эти красоты не снабжены никакими толковыми пояснениями. Скудный закадровый текст картины состоит из псевдоглубоких и псевдопоэтичных сентенций, выстроенных как односторонний разговор с Вселенной. Голос за кадром изрекает фразы вроде «Я боюсь тебя», «Ты можешь нас покинуть» и «Ты даешь нам свет» вместо того, чтобы научно-популярно разобрать кадры с рождением Земли или с появлением первых земноводных.
В результате картина смотрится не как образовательное полотно, а как экзамен по естествознанию: «Достаточно ли хорошо вы знаете историю Земли, чтобы понять, что означает тот или иной момент? Проверьте себя!» Для пущей неразберихи сцены, иллюстрирующие геологическую и биологическую историю планеты, перемежаются с современными съемками людей и с постановочными съемками первобытной жизни. Так что «Путешествие» попутно служит зачетом по этнографии и антропологии. «Можете ли вы по надписям на вывесках понять, в какой стране это снято? Проверьте свое знание экзотических алфавитов!»
Понятно, Малик не создавал «Путешествие» для проверки зрительских знаний. Фильм так устроен, чтобы зрители не узнавали что-то новое, а «впитывали» красивые картинки и размышляли о том, что приходит им в голову под впечатлением от увиденного. Но досуже порассуждать об истории и биологии можно и без похода в кино. От документальной ленты – тем более от созданной с большим тщанием, после многолетних усилий – ждешь новых впечатлений и новых знаний. А не красочного калейдоскопа и разговора в пустоту с Вселенной, которая не ответит.
С 30 марта в кино.