Легкая и в чем-то даже привлекательная комедия с явным хоррор-оттенком не претендует на звание шедевра, но, безусловно, развлечет поклонников кино на стыке жанров
Молодой парень по имени Коля отправляется из глубинки в Москву. Сразу в столицу ему попасть не удается, приходится сделать остановку в пригороде, где его на работу принимает дальний родственник дядя Вася. Работа одновременно простая и сложная – охранять старое кладбище от вандалов, варваров и желающих экстремально повеселиться. Подошедший к своим обязанностям со всей ответственностью Николай очень скоро оказывается внутри тесного клубка взаимоотношений местных органов правопорядка и бандитов, забулдыг и торговок, детей и очаровательных незнакомок.
Хоррор – один из самых недооцененных жанров в российском кинематографе, уровнем безразличия со стороны режиссеров и продюсеров фильмы ужасов могут посоперничать разве что с научной фантастикой, коей у нас и вовсе не было уже давным-давно. Но если в случае с сай-фай осторожность создателей понятна, фантастика – дорогое удовольствие, то игнорирование хорроров остается загадкой, громадных затрат их съемки не требуют, а зрительские лакуны давно стоят пустые, заполняй, не бойся! «Парень с нашего кладбища», строго говоря, далеко не хоррор, но при том, что эта картина является комедийным фильмом ужасов, мы уже можем говорить о том, что маленький, несмелый шажок вперед сделан – ждем дальнейших мощных жутких ударов.
Но вернемся к «Парню». Многие, должно быть, помнят, сколько упреков лилось в адрес комедии «Горько 2» еще на этапе ее создания. Претензия была, по сути, одна – нельзя смеяться над похоронами, ритуалы и обычаи, связанные с погребением, лучше не трогать, и вообще, мертвые – не тот материал, на котором стоит топтаться, даже творчески. Жора Крыжовников от ропота отмахнулся и от души посмеялся на фоне гроба своего мнимого покойного. Но одно дело пережить удалые экранные похороны, а другое – сделать кладбище местом действия целого фильма. По могилам здесь приходится ходить буквально как по минному полю. Чтобы не нарушить определенные живыми табу, а заодно не потревожить мертвых, картине требовалась определенная легкость, и она в «Парне», к счастью, присутствует – кино не «грузит», не создает какой-то собственный набор правил, а, совсем наоборот, погружает в то детское чувство страха перед печальным местом, где до дрожи в коленках не хочется оставаться во мраке ночи.
Даже если бы картина просто рассказывала о ночи на кладбище, у нее уже наверняка нашлись бы поклонники, но «Парень» имеет еще и оборотную сторону – это своего рода гимн маленькому охраннику. Мы часто не замечаем тех миллионов неприметных ЧОПовцев, сторожей, вахтеров, смотрящих, которые окружают нас в любом торговом центре, на территориях стадионов, концертных площадок или кинотеатров. Никому не интересен безликий человек в тусклой форменной одежде или мешковатом сером костюме – ведь возможностей для подвига у него не так много. «Парень с нашего кладбища» рассказывает о настоящем скрытом герое, охраннике, на которого его реальные коллеги захотят быть похожими – он не решает сканворды, закинув ноги на стол, не пьет бесконечный чай, Николай действительно охраняет, он по-настоящему ответственен за вверенную ему территорию, он не боится ни бога, ни черта и верит в собственные силы. Ну просто образец для подражания.
Однако в первую очередь «Парень» все же комедия. Пусть и не самая сильная диалогами, не особенно динамичная и богатая на оригинальные ходы, но все же удачно играющая на просторах этакого «деревенского» юмора. Что-то подобное раньше демонстрировали фильмы про Анискина, затем по этим полям прошелся «Участок», теперь наше по-прежнему очень «почвенное» население получит еще одного героического борца за справедливость на отдельно взятом пяточке русского пейзажа, за словом в карман не лезущего, работящего, ответственного и в чем-то даже симпатичного.Безусловно, Александр Паль – главное украшение картины, ведь остальные даже не стараются играть что-то более серьезное, чем третий труп справа. Александр же с его фирменной серьезностью и буквальностью во всем, с его неизменным следованием правилам и договоренностям и при этом ищущий способ исправить любую проблему собственными силами, словно продолжает предыдущие свои роли – если не образ из «Горько», то уж точно из «Все и сразу» и «Нечаянно». Выглядит это забавно, Паль незаметно стал одним из самых узнаваемых наших молодых актеров и при этом невероятно смешным, его даже кладбищенский мрак не портит.
Единственная серьезная претензия же к этой легкой и явно не претендующей на лавры картине заключается в недостаточно проработанном сценарии. Все-таки мифологию кладбища авторам стоило продумать тщательнее, яркие выпуклые герои – это здорово, но и с мотивацией у них все должно быть понятно. А иначе получилось, что только Коля действует согласно очевидным правилам, остальные же в кадре творят что хотят. Для непритязательной комедии годится, но чтобы остаться в памяти надолго, стоит и подходить основательнее.