
Рассказываем о самом спорном российском сериале современности со спойлерами.
1996 год, маленький город на Камчатке. В России еще существует смертная казнь. Сотрудники местной тюрьмы этому факту не то чтобы рады: раз в пару недель им приходится отлипать от просиженных теплых кресел и марать руки, пуская пулю в лоб очередному серийному убийце. Все меняется, когда в место заключения переводят нового надзирателя Костю Волкова (Иван Янковский). Тот быстро придумывает, как разбавить скучные будни сотрудников: достаточно отдавать казни на аутсорс, чтобы маньяков лишали жизни родственники жертв. Разумеется, за вознаграждение. Необычный бизнес довольно быстро взлетает, но так же стремительно падает: не способные бороться со своей натурой и страстями, сотрудники тюрьмы забывают о морали и думают только о легкой наживе.
«Аутсорс» с первых же эпизодов палит из всех пушек, что делает его, возможно, самым помпезным российским сериалом в истории. Каждая вторая композиция здесь — классика барокко, каждый третий диалог — разговор о нравственности, моральном разложении и судьбах родины. Да и сюжет благоволит беседам о важном: что может быть серьезнее жизни и смерти? Даже визуальный код шоу соткан из самых чопорных отсылок к Фрэнсису Бэкону и «Декалогу» Кесьлёвского, а кадры старательно выстроены по правилу золотого сечения, о чем говорят и сами создатели.
На контрасте со всем вечным, бесконечным и божественным в кадре существует маленькое, низменное и жалкое. Своеобразным нашатырем, который спускает зрителя с небес на землю, оказываются центральные герои «Аутсорса». Тюремный врач Петр (Леонид Тележинский) соглашается на авантюру, потому что заразил свою жену Юлю (Дарья Савельева) ВИЧ, а сам каким-то чудом не заболел. Прокурор Андрей (Дмитрий Сумин) боится потерять любовь всей жизни, либерально мыслящую и мечтающую о красивой жизни Катю (Карина Александрова). А надзиратель Саша (Эльдар Калимулин) оказывается втянутым в предприятие после того, как местный бандит совершил сексуализированное насилие над его женой Наташей (Мила Ершова). Все эти герои — болезненные и сломленные, но очень понятные. Они брошены внутри родной страны и вынуждены сами пробивать путь к счастью.
Другое достоинство «Аутсорса» кроется в удивительно удачном (по крайне мере, в первой половине сезона) балансе между дурацким макабром и чернушной российской драмой. Герои пытаются убить себя и других, глушат тоску водкой, надрывают глотку во время выяснения отношений — в общем, делают все, к чему привыкла аудитория томных сюжетов про глубинку. При этом в сериале хватает и абсурда. Ведь кто такой Костя в исполнении Ивана Янковского, если не мефистофель тверского разлива: он расстреливает врагов из обреза направо и налево и читает проникновенные монологи, напоминающие пересказ Достоевского от нейросети. Добавить к этому сцену застолья в духе того самого эпизода «Медведя», знаменитые кровавые рафаэлки и лубочных персонажей вроде набожной мамы Романа Елены (Ольга Лапшина), у которой все стены увешаны иконами, — получится парадоксально забавный сериал о смертной казни и моральном разложении.
Причудливая стилистика дает сбой на финальном этапе, когда герои и их судьбы летят в тартарары. Отряд надзирателей окончательно перестает отдавать казни на аутсорс жертвам погибших: они берут деньги у богатых японцев-мазохистов, которые убивают смертников ради удовольствия. Наташа (Мила Ершова) сердечно благодарит мужа за то, что тот лишил жизни насильника, — и только в этот момент впервые по-настоящему влюбляется в супруга. И даже Нина (Даша Котрелёва), вроде бы самый приятный и чистый персонаж, пятнает себя на финишной прямой: она атакует старушку Елену и крадет деньги Романа за аутсорс. Едва ли лучшая тактика, чтобы начать жизнь с чистого листа. Падение героев было ожидаемо, ведь шоу изначально раскрывало персонажей со всеми червоточинами и травмами. Но от истории про неидеальных и сломленных людей «Аутсорс» переходит к обличительной кляузе, поэтому неудивительно, что из игры никому не суждено выйти чистым.
«Аутсорс» — редкий российский сериал, финал которого реально что-то меняет. Прервись шоу на 5 минут раньше, когда надзиратели узнают об отмене смертной казни и остаются наедине с собственным ужасом, все было бы куда менее синтетическим и фальшивым. Но неожиданное появление Янковского, словно чертика из табакерки, лишает «Аутсорс» всякой искренности и жизненности. Шоураннерка Анна Козлова разоблачает одних моральных уродов и передает эстафету другому: более расчетливому, злобному и маниакальному. И тем самым как бы окончательно встает в позицию автора, который может кого-то чему-то учить. Живете вы не так, любите неправильно, а умрете до позорного смешно: под дьявольские завывания Егора Летова и под надзором президентского портрета. В «Аутсорсе» есть много чего: страха, ненависти, обиды, обвинений и насмешки. Но нет главного — сочувствия. Ни к героям, ни, кажется, к зрителям.
Где-то у Довлатова, кажется, давно прочитала, что грань, разделяющая узников и их сторожей, невероятно тонка, и что несвобода одних мало чем хуже относительной свободы других.
В принципе, сериал об этом. Все они, и охранники эти, и преступники, сидят в одной большой тюрьме, стены котрой созданы из ограниченного к...ругозора, отсутствия хороших примеров в жизни, да и общей моральной отсталости общества на тот момент.... Печально, но жизненно
Короче, причины всего этого в банальной русофобии и мужененавистничестве (уточняю, против белых русских гетеросексуальных мужиков). Подобные кинопродукты отталкивают от прав и защиты женщин в России.
Первые серии еще смотрибельные... чих-пых, там что-то намутили, здесь кого-то завалили, затем что-то придумали, и все в этом духе. А вторая половина будто нейросеть дописывала: все то же самое по 2му кругу смотришь, только на скорости х1.5 (сперва завалили и закопали за 15 минут, здесь – со всем за 5 мин справились).
А последним... эпизодам и вовсе не хватает войны клонов, конца света, машины времени. И, что забавно, довели все до того, что последняя серия вообще сама по себе. Если бы начали с нее ничего толком и не меняется))
Снято потрясающе, картинка, атмосфера, антураж, уже даже к одному образу петрова, ой тьфу… янковского привык. в остальном же это прям сырая работа, какой-то половинчатый недоделок
Нет, поверьте, и в то время достаточно было профессионалов, хорошо дел...ающих свою работу, иногда впрочем, безвозмездно.
И поэтому нельзя идти на поводу у этой лакомой идеи: это не я такой, это меня жизнь таким сделала. Если ты _не такой_ , то никакие обстоятельства тебя не надломят
И сам сериал в общем хорошо снят, смотрится интересно , придираться к матчасти, к киноляпам, мне не хочется, это глупо. Спасибо.