Продвинутые зрители любят режиссерские фишки и высоко ценят их: всем нам нравится высматривать камео Альфреда Хичкока, белых голубей Джона Ву или ожидать, на какой минуте в фильме Гэрри Маршалла впервые в кадре появится его талисман Гектор Элизондо
Шон Бин – Приказано выжить
На смерть персонажа Шона Бина в очередном фильме можно принимать ставки, но будут они невысоки, ведь актер приучил зрителей к тому, что его герои редко доживают до финальных титров. Даже в относительно мирном «Марсианине» многие до конца были уверены, что руководитель полетов НАСА до счастливого спасения своего подопечного не доживет – ну, мало ли, кофе поперхнется, поскользнется на ступеньках. Разнообразие смертей – это вообще конек актера, героев Бина сжигали, им отрубали голову, их закалывали штыком, они становились мишенью для пуль и стрел. Да что там, в «Золотом глазе» ему даже от космического аппарата досталось! Вот уж для кого дожить до финала миссия почти невыполнимая.
Мэл Гибсон – Посмотрите на мой зад
Может быть, мы смотрим какие-то неправильные фильмы или нам попадаются сокращенные подцензурные версии, но нам никогда не попадался в фильмах голый зад Тима Роббинса. Или Сэмюэла Л. Джексона. Или Леонардо Ди Каприо (ну хорошо, в «Выжившем» можно кое-что разглядеть). А вот Мэл Гибсон построил на этом всю карьеру. От «Галлиполи» через «Храброе сердце» и все серии «Смертельного оружия» к «Чего хотят женщины» – в каждом своем фильме актер оказывается без штанов. Ничего не имеем против, женской половине зрительниц это даже нравится, но тенденция пугающая – Мэл не молодеет, но продолжает играть обеими сторонами своего таланта. Мы у опасной черты!
Джефф Голдблюм – Не подавай вида, если забыл текст
Сдается, Джефф Голдблюм не слишком хорошо готовится к съемкам, ведь чересчур часто, непозволительно часто для актера его уровня мы видим его в кадре замешкавшимся и вместо текста произносящим многозначительное «Эмммм…». Или, может быть, Джефф все еще боится камеры, как первоклашка, и текст вылетает из его головы, стоит режиссеру крикнуть «Мотор»? В сам деле, в следующий раз, когда будете смотреть «Парк Юрского периода», посчитайте, сколько раз Голдблюм заменяет фразы на «Эммм», «Эххх» и «Хммм». И ладно бы только в «Парке» – Джефф такой везде. И, кажется, режиссеры смирились с подобным поведением. В конце концов читать текст можно и зайца научить, а вот многозначительно молчать – это талант.
Джонни Депп – В любой непонятной ситуации надевай шляпу
Полагаем, это уже стало частью заготовки трудового контракта Джонни Деппа – если в фильме его герой не может носить шляпу, к черту такой проект. Страсть актера к шляпам в реальной жизни широко известна (простой запрос поисковику – и перед вами откроются бездны его гардероба головных уборов), поэтому Депп вряд ли упускает даже малейшую возможность покрыть голову и в кадре. Шляпа во многом определила даже карьеру Джонни, почти как в книгах о Гарри Потере, – она выбрала ему роли Джека Воробья, Тонто, Вилли Вонки и, что само собой разумеется, Безумного Шляпника! Этих героев невозможно представить без головного убора. К счастью, шляпа – только малая часть обаяния актера, просто самая заметная.
Сэмюэл Л. Джексон – Любитель выступить с речью
Сложно не заметить особенную страсть Сэмюэла Л. Джексона к энергичной декламации своего текста. Получившая начало в классической сцене с цитатой Иезекиля в «Криминальном чтиве» привычка Джексона к шумным монологам проявлялась далее неоднократно: в «Глубоком синем море» и «Переговорщике», в «Змеином полете» и «Джанго освобожденном». За длинные крикливые тирады актер даже получил прозвище «Дядя Сэм», соотносящее его с главным агитационным символом Америки, правда, остается невыясненным, заставляют ли постановщики актера так читать тексты или это его личный выбор и даже условия согласия на роль.
Леонардо Ди Каприо – Поднимем бокалы!
Когда главный герой фильма «Великий Гэтсби» поднимает бокал и смотрит с экрана в зал, зрители понимают: да, этот парень чертовски хорош, и он может позволить себе такую персональную «фишечку». Вот только фишечка эта не Гэтсби, а актера, его сыгравшего, – ныне оскароносного Леонардо Ди Каприо. После «Гэтсби» Лео отсалютовал бокалом уже дважды: в «Джанго освобожденном» и «Волке с Уолл-стрит». Случалось ли подобное раньше? Вы не поверите, но подобный кадр есть и в «Человеке в железной маске», и в «Ромео + Джульетта», и даже в «Титанике»! Так что, если на съемочной площадке есть бокал, Ди Каприо доберется до него и проверит чистоту на просвет – только успевай снимай.
Шайя ЛаБаф – Всегда говори «Нет! Нет! Нет!»
Сегодня Шайя ЛаБаф старательно открещивается от звездного статуса самыми нелепыми способами, но три фильма о Трансформерах и четвертую часть Индианы Джонса из фильмографии уже не вычеркнешь, а это довольно весомые картины. Чем же отличился Шайя в каждой из этих картин? Фирменным причитанием «Нет! Нет! Нет!». И ладно бы актер один раз сказал: «Нет, уважаемый Стивен Спилберг, я не буду сниматься в “Хрустальном черепе”, потому что это очень плохая идея». Но он просто причитает в кадре, особенно когда что-то сломает или кого-то нечаянно убьет. Можно понять, когда так себя ведет один и тот же герой в трех фильмах о гигантских роботах, но ведь эта же сцена повторяется и в «Паранойе», и в «На крючке».
Брэд Питт – Ешь, молись, люби
Людям, хоть немного знакомым с кинопроизводством, известно: на съемочной площадке всегда присутствует буфет. Дело в том, что съемочный день ненормирован и неравномерен, порой, когда работают операторы и актеры, осветители получают перерыв, и наоборот. И всегда рядом должно быть что-то перекусить. Вот Брэд Питт и перекусывает. Причем и за кадром, и в кадре – едва ли не в каждом фильме этого актера есть сцена, где он аппетитно облизывает ложечку или энергично работает вилкой. Скорее всего, дополнительное питание даже предусмотрено контрактом, дома-то у него еще недавно было столько ртов, что немудрено остаться без куска хлеба. От «Мистера и миссис Смит» до «Советника», от «Бойцовского клуба» до «Одиннадцати друзей Оушена», от «Бесславных ублюдков» до «Игры на понижение» – война войной, а обед по расписанию, даже если пора идти в кадр.
Киану Ривз – Человек-Вау
Киану Ривз для многих является актером переоцененным, недостойным той популярности, что свалилась на него после «Матрицы». Возможно, он и недостаточно гибок и глубок, зато никто не умеет так, как Киану, искренне удивляться и говорить «Вау!» в каждом своем фильме. Вроде бы ничего особенного, обычное слово, но почему-то планеты всегда выстраиваются так, что это слово достается персонажу Ривза в каждом сценарии, от «Билла и Тэда» до «Адвоката дьявола». И черт бы с ним, словцо было популярно в 80-х, но актер тянет его за собой сквозь годы, через «Скорость» и «На гребне волны» в «Джона Уика» и «Кто там».
Мишель Родригес – Крутая телка, которая умрет
Когда в титрах фильма появляется Мишель Родригес, вы можете со всей уверенностью говорить о двух вещах: во-первых, ее героиня обязательно будет круче всех мужиков в картине, а во-вторых, она непременно погибнет. Мишель лучше других подходит для этого топа, она не просто повторяет жесты из фильма в фильм, она играет одного и того же человека и в «Обители зла», и в «Форсаже», и в «Остаться в живых», и в «Бладрейне». Не верите? Ну, попробуйте по кадру с Родригес определить название фильма – у нее даже одежда одинаковая везде! А с другой стороны, при всем однообразии, заменить Мишель просто некем. Где еще вы найдете такой типаж?
Тим Рот – Откиньтесь на спинку кресла и расслабьтесь
Знатоки языка жестов и тела могут очень многое рассказать о человеке только по одной его позе. Среди нас таких экспертов нет, но нам было бы любопытно послушать их заключение о внутреннем мире Тима Рота, ведь позы британского актера уже стали притчей во языцех – так бесстыже раскинув ноги развалиться в кресле не умеет ни одна падшая женщина. И не важно, кого играет Рот – агента под прикрытием или принца Монако, персонажа шекспировской трагедии или военного из комикса, губернатора или короля, – ему всегда тесно и неудобно на сиденьях, Рот хочет полежать. А может, тут не специалист по жестам нужен, а доктор, избавляющий от болезней пятой точки?
Харрисон Форд – Подними палец и промолчи
Указательный палец Харрисона Форда, которым он сурово грозит коллегам в кадре едва ли не в каждом фильме, в интернет-кругах получил прозвище «Перст судьбы», а поклонники актера теперь даже делают ставки, на какой минуте нового фильма Форд в очередной раз многозначительно укажет пальцем в небо и скорчит недовольную мину. Истоки этого жеста стоит поискать в детстве актера (уверены, психоаналитик со стажем мог бы раскрутить из этого великолепную историю, какой позавидовал бы сам Фрейд), а в кино он проявился уже в «Звездных войнах», им Хан Соло отгонял мешающих ремонту пассажиров «Тысячелетнего сокола». А далее… «Прямая и явная угроза», «К-19», «Индиана Джонс и последний крестовый поход», «Самолет президента» – палец всегда с ним, и будьте уверены, Форд использует его.