В рамках, заданных Netflix и Marvel предыдущими проектами, Люк Кейдж выглядит «своим парнем», но не более – сериал уступает предшественникам, а его герою, кажется, уготована роль «парня на подпевках» в грядущем кроссовере
Негритянский Гарлем раздирают противоречия: с одной стороны, появилась политическая воля изменить неблагополучный район, а с другой – криминал все так же властвует в темных уголках и переулках. Могучий Люк Кейдж, человек с непробиваемой кожей и сверхъестественной силой, пытается дистанцироваться от разборок мелких бандитов и крупных гангстеров, но когда беда касается самого близкого Люку человека, громила бросает вызов местному авторитету, запустившему свои щупальца во все сферы жизни – от полиции до политики. Преимущество Кейджа в том, что он может воевать на своих условиях, а значит, его противникам нужно оружие помощнее пистолетов и кастетов.
Становится даже несколько неловко, когда на фоне регулярно возникающих на новостных каналах сообщений об очередном погибшем от рук полиции черном американце один из самых главных телесервисов вдруг заполняет тринадцатисерийное шоу о пуленепробиваемом «ниггере», надирающем зады своим обидчикам и устраняющем угрозы для своих близких. Да, так бывает – комиксы, кино и телевидение хотят оставаться актуальным искусством, и у них это получается.
«Люка Кейджа» на экране ждали давно – ведь и киновселенная Marvel, и новые картины по мотивам комиксов DC не балуют зрителя черными героями. На все про все там можно наскрести ушедшего на пенсию Фьюри, болтающегося на вторых ролях Железного патриота да подносящего снаряды Сокола. Netflix сделал рывок и обскакал полнометражку о Черной пантере – Люк Кейдж теперь черный герой номер один в мире кинокомикса. Однако «цвет» сериала является одновременно и его ахиллесовой пятой – вряд ли стоит ожидать взрывного успеха среди белого большинства Америки шоу, где единственный «не цветной» персонаж – продажный коп с дыркой в животе. Полагаем, на этом поле еще пройдет немало баталий, а дальнейшая судьба Кейджа, особенно в намечающемся кроссовере «Защитники», будет отмеряться продюсерами буквально по секундам – скандалов с «Оскарами» больше никто не желает.
Но давайте отмахнемся от цвета кожи и посмотрим, что же предлагают зрителям создатели нового сериала. Шоу стартует с места в карьер, благо зрители по «Джессике Джонс» знают и способности Кейджа, и его возможности, и даже характер. Раскачиваться незачем, поэтому действие быстро набирает обороты. Причем разгоняется шоу силами актеров второго плана – в «Люке Кейдже» есть весьма привлекательная детектив, испытавшая на себе мощь супергероя уже в первом эпизоде, есть по-отечески благостный наставник Люка, давший одиночке работу и возможность оставаться частью сообщества, есть несколько забавных криминальных «шестерок», каждый со своими заморочками, есть ядовитая змея-политиканша, не брезгующая грязными деньгами. Каша в шоу заваривается не жиже, чем на Адской кухне, и при этом имеет собственный колорит – достигается он, как ни странно, при помощи песен, каждый эпизод украшают дивные музыкальные номера.
Однако супергерой – ничто без суперзлодея. С этим в «Кейдже» не все так просто. Формально антагонистом Люка является местный криминальный авторитет Шелкоуст, который старается отмахнуться от кровавого прошлого и перейти на легальную сторону. Не станем отрицать, соперничество между «добром» и «злом» здесь имеет интересные оттенки, прежде всего из-за того, что злодей не имеет возможности нанести Кейджу хоть какой-то вред. В основном их встречи заканчиваются словесными перепалками да попытками задеть чувства близких людей. Долго смотреть на это несколько скучно, поэтому в середине сезона шоу делает резкий зигзаг, и Кейдж получает в соперники куда более могущественного противника, такого, который и убить может, и покалечить, и заставить пересмотреть свои представления о добре и зле. Шоу обретает иной «коленкор» к своему финалу, теряет драматизм и становится чистым триллером.
Впрочем, в сравнении с «Сорвиголовой» и «Джессикой Джонс» сериал уступает и глубиной, и размахом – все-таки предшественники Кейджа приучили нас и к тяжелым потерям, и к зрелищным поединкам, и к не всегда праведным путям, ведущим к благой цели. Черный громила здесь не предлагает ничего нового, наоборот, он топчется в каком-то «слепом пятне» между сверхъестественностью комикса и реализмом обыденности. Динамики многим будет не хватать, а драма Люка Кейджа весьма специфична, чтобы на ее крючок насадить миллионы зрителей.
Но из общей песни «пуленепробиваемого ниггера» уже не выкинешь, он ловко вписан в существующие кино- и телеканоны Marvel – в разумной степени упомянуты Мстители, на втором плане мелькнули гости из Адской кухни, героиня Розарио Доусон снова послужила той ниточкой, на которую нанизываются все телегерои Netflix. Нам теперь с Кейджем жить, плох он или хорош. Марку создатели шоу удержали, но прыжка не сделали – Кейдж хорош ровно настолько, чтобы не затмевать своих соратников по борьбе.